Posted 30 августа 2019, 19:51
Published 30 августа 2019, 19:51
Modified 17 октября 2022, 16:43
Updated 17 октября 2022, 16:43
Сегодня в Оренбурге на линии ежедневно выходят до 56 троллейбусов, которые курсируют по шести маршрутам — № 2,4,6,7,10,12 Из них 40 машин — производства завода «Тролза» (или, как его называли раньше «Завода имени Урицкого», ЗиУ». При этом общая численность парка — 70 единиц.
Самой молодой машине энгельсского выпуска — 6 лет. Самой старой, официально ещё не списанной — 20.
Кроме «Тролзы», оренбуржцев перевозят так же троллейбусы Уфимского и Вологодского заводов моделей БТЗ-5276 и ВМЗ-5298 соответственно. Башкирский троллейбусный завод (ООО «БТЗ») был обанкрочен в 2017 году, Вологодский механический завод прекратил работу в 2018-м после того, как не смог расплатится по кредиту со Сбербанком. Были попытки реанимировать предприятие, но на сегодня официальный сайт завода недоступен, а данных по движению денежных средств в открытом доступе нет.
Таким образом, можно констатировать — последний из трёх поставщиков троллейбусов и запчастей к ним для оренбургского Муниципального казённого предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки» со дня на день может стать банкротом. Шансов на то, что предприятие выкарабкается — немного: сумма заявленных в арбитраже претензий к ЗАО «Тролза» превышает 3 млрд. рублей.
Что будет, если завод распродадут за долги, догадаться нетрудно. Из-за отсутствия запчастей какое-то время троллейбусный парк Оренбурга будет жить за счёт того, что одни машины будут пускать на разборку, чтобы выводить на линию более-менее сохранившиеся. Но итог всё равно один — коллапс.
— Вопреки расхожим стереотипам троллейбус как вид общественного транспорта экономически самый неэффективный, — комментирует председатель Автотранспортного союза Оренбуржья, один из авторов Единых Стандартов пассажирских перевозок в Оренбургской области Александр Шмарин. — И с точки зрения рентабельности, и с точки зрения экологической безопасности намного привлекательнее здесь автобус с установленным метановым газовым оборудованием. Он заметно дешевле в эксплуатации, практически не даёт вредных выхлопов и более универсален, так как не привязан к контактной линии.
Однако нужно понимать, что троллейбус — это символ нашего города. Очень немного в России городов, где этот вид общественного транспорта ещё остался. И лично моё мнение: решать, быть или не быть троллейбусу в Оренбурге, должны люди, горожане.
Любопытно, что постепенный отказ от классического троллейбуса наблюдается даже богатой Москве. «Рогатые» машины там постепенно вытесняются так называемыми электробусами. Это тоже транспорт на электротяге, который подпитывается от контактной сети, но кроме того, имеющий ёмкие аккумуляторные или быстро подзаряжаемые ионистровые батареи. Благодаря им он может до до 70-100 километров пути преодолевать без привязки к проводам, подзаряжаясь или на стоянке, или на тех участках маршрута, где контактная сеть есть.
Правда, пока электробусы стоят очень дорого, и позволить их содержание могут лишь самые богатые регионы — да и то лишь на отдельных участках. Обычный автобус на метане по-прежнем остаётся самым дешёвым видом транспорта при расчёте на километр пути.