Posted 19 июня 2019, 12:42

Published 19 июня 2019, 12:42

Modified 17 октября 2022, 16:26

Updated 17 октября 2022, 16:26

Радиация? Свинец? Засуха? Учёные вот уже неделю гадают о причинах мора рыбы на Ирикле

19 июня 2019, 12:42
Напомним, самый массовый замор рыбы за последние 30 лет произошел на Ириклинском водохранилище. Масштаб экологической катастрофы и его возможные причины попытался оценить 56orb.

Это случилось 14 июня. Отдыхающие на берегах Ириклы оренбуржцы обратили внимание на прибитую к берегу рыбу. Сдохла не одна-две особи, а многие тысячи. И даже через пять дней ситуация меняется мало, как будто вода решила за раз избавиться от всего карася. Именно этот вид представителей ихтиофауны вдруг оказался здесь под угрозой.

Как сообщили 56orb специалисты в области ихтиофауны, сдохли рыбины, вес которых от 300 до 1100 граммов. Но превалируют в общей доле все-таки не самые крупные, как сообщали некоторые СМИ, а среднего веса. То есть, в районе 500-600 граммов.

— Когда мы узнали об этом, то сразу обзвонили хозяйства, которые занимаются рыбным промыслом на Ирикле, это ООО «Волна» и ООО «Фишка». Произошедшее для руководителей стало такой же неожиданностью, как и для многих из нас, оренбуржцев. Также мы оповестили прибрежные муниципалитеты, и направили на водохранилище своих специалистов, — сообщил начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Александр Зобков.

По словам Александра Семеновича, рыба погибла не около гидроэлектростанции, как почему-то многие думают, а в самых верховьях, на мелководье. Географически, это Кваркенский район Оренбургской области, Орловский и Чапаевский сельсоветы — по названию сел. К дамбе же тушки карасей отнесло течением реки Урал, на которой расположен гидроузел.

— На уборку берега от рыбы вышли все жители околоводных поселков, волонтеры и работники двух предприятий. Это более 100 человек и несколько десятков единиц техники. Собирали карасей с помощью ведер и других емкостей, потом перегружали в ковши тракторов и грузовики, после чего ссыпали тушки в скотомогильники. Сколько это - пока определить до конца невозможно. Но, по предварительным данным, - более 47 тонн только карасёвых видов. Понимаете, погрешность здесь довольно велика, поскольку сбор осуществляется тарой разного объема, — сообщил главный специалист отдела использования животного мира и водных биологических ресурсов Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Александр Макаров.

По словам Александра Владимирович, работы на Ирикле и сегодня непочатый край. Люди устают, выбиваясь из сил. А тем временем погибшую рыбу учёные уже разбирают чуть ли не на атомы. Всех волнует вопрос: почему погиб именно карась, а не что-то другое?

Кто не знает, рыба эта неприхотливая. Обычно она выживает там, где дохнет любая другая. То есть, в условиях, когда водоем обеднен кислородом. Или когда вода исчезает совсем, испаряясь. Известны случаи, когда караси зарывались в ил, песок и глину на глубину до 1 метра! И опускаемые в таз с водой, они оживали, как после летаргического сна.

Кстати, за 5 дней в месте гибели рыбы отобрано более 100 проб воды и подводного грунта. Составлено свыше 30 протоколов исследований. Рыбу изучают в лабораториях Оренбурга и Орска. Но пока результат нулевой. Специалисты близки к такому выводу, что дело не в экологии, а в самих карасях. Неизвестно почему, но факт: представители этого вида дохнут по всему бассейну Поволжья. Случаи замора фиксируют не только на Ириклинском водохранилище, но на ряде других водоемов, как отмечают в министерствах и ведомствах.

Но не могла же рыба испустить дух в открытой воде? Оказывается, и такую вероятность не исключают. По одной из версий, в верховьях Ириклы вода прогрелась лучше, чем ниже по течению Урала. И весь карась попер туда на икромет. Получилось нечто вроде забитого людьми автобуса. Когда в салоне тесно, что мы делаем? Правильно, открываем форточки и люки. Но рыба дышит жабрами, вздымает плавниками ил с песком. И задыхается, потому что кислорода просто не хватает.

Могло же быть такое? Даже местные говорят: могло! Ловить-то карасей на мелководье — дело нехитрое. Достаточно замутить ногами воду и засучить рукава.

- Эта рыба живет до 8 лет, а большинству погибших карасей только 5 лет. Что говорит о том, что смерть наступила не от старости, а по другой, возможно, еще неизвестной причине. Вода и грунт, похоже, здесь ни при чем. Оренбургские предприятия-загрязнители в секторе ЧС отсутствуют. Поэтому сейчас мы собираем документы для отправки в Саратов, где рыбу проверят более тщательно, замерив возможное содержание в тканях радионуклидов и солей тяжёлых металлов, - сообщил Александр Зобков.

Добавим, что карась по классификации промысловиков относится к так называемому мелкому частику- по названию частиковой рыболовной сети. А значит, не представляет ценности ни для специализированных предприятий, ни даже для магазинов. Да, карася продают. На рынках Оренбуржья килограмм такой рыбы колеблется по цене от 46 до 120 рублей. Но материальный ущерб ихтиофауне не считают, только умножая массу на стоимость с учетом доставки. По словам Александра Зобкова, существует специальная формула. Но об этом говорить еще рано, так как рыбу собрали не всю.

Сами же жители прибрежных к Ирикле сёл в приватной беседе утверждали, что причина замора - техногенная.

- Да сбросил какой-то олигарх в Урал отраву, а нам врут, что рыба сдохла сама по себе, - пишут в соцсетях жители Новоорского района. - Оренбургские анализы ничего не покажут, надо эту рыбу в Москву везти на исследование!

Другая часть читателей полагает, что причина всё-таки в обмелении Ириклы. Мы уже сообщали, что только за май водохранилище потеряло 39 млн. кубометров воды, а это почти четверть всего свободного объёма. Такого засушливого года не было после целого ряда, сравнительно полноводных, лет. Вот рыба и оказалась как бы в ловушке.

Возможно, ситуацию прояснит детальная экспертиза тушек рыб в Саратове. Мы продолжим следить за развитием событий на некогда глубоком и рыбном водохранилище.

Подпишитесь