Posted 6 июня 2019, 04:35
Published 6 июня 2019, 04:35
Modified 17 октября 2022, 16:23
Updated 17 октября 2022, 16:23
5 июня отмечался «Всемирный день окружающей среды» или как его ещё называют «День эколога», учрежденный в 1972 году. Для многих оренбуржцев экология — больная тема. Особенно тревожит состояние рек, даже самой крупной — Урала.
В этом году вид этой некогда водной жемчужины края величественным не назовёшь. С берега на берег вброд у пешеходного моста в Оренбурге спокойно можно перейти вброд. Высказываются мнения, что однажды река настолько обмелеет, что высохнет. А ведь из истории известно, что Урал когда-то был судоходным. На лодках и даже пароходах перевозили людей и транспортировали грузы.
— Гидрологи и географы не переживают по поводу пересыхания Урала, потому что годовой сток у реки очень разный. Как говорится, раз на раз не приходится. Уровень воды в русле зависит от климатических условий, количества осадков, поступающих, в том числе, и с верховья. Это и есть особенность нашей степной реки. Что Урал совсем высохнет, такой угрозы нет, — считает кандидат географических наук, доцент, преподаватель ОГПУ Татьяна Чибилева.
Тем не менее, проблемы у главной артерии региона есть, в то же время отмечает собеседница. Весомый вклад в разрушение экосистемы Урала вносят крупные хозяйства, забирающие большие объёмы воды и загрязняющие реку.
— Антропогенных факторов много. Это и промышленные предприятия, и коммунальные хозяйства, осуществляющие забор воды. Распашка склонов вдоль реки также приводит к заиливанию родников, которые питают русло. Это всё смывается весной с полей талыми водами. В Казахстане, в районе Уральска, установлено много насосных станций, которые снабжают сады вокруг города водой из Урала. Человек сыграл определённую роль в том, что Урал обмелел.
Как будет заниматься спасением?
Уже более 20 лет в Оренбургской области проводится российско-казахстанская историко-культурная, экологическая и спортивная экспедиция по реке Урал. За эти годы члены экспедиции прошли несколько тысяч километров по Уралу, его притокам Сакмаре и Илеку, и своими глазами увидели разрушительное влияние человека на реки.
В 2017 году в Уральске прошло расширенное заседание с участием представительной делегации от Оренбуржья. На встрече был подписан двусторонний Совместный протокол. Этот документ и сегодня регламентирует научную и практическую деятельность по охране и использованию природных ресурсов бассейна реки Урал.
— Создан единый орган управления, и какие-то сдвиги уже начались. Сейчас идёт формирование комиссии, которая займётся исполнением регламента. Главное, чтобы в первую очередь в неё входили люди от науки. Научная общественность сможет установить систему экологического мониторинга в бассейне реки и Казахстана и России, — отмечает Татьяна Викторовна.
Но не только учёные должны заниматься спасением реки. Всем оренбуржцам необходимо менять свою культуру, отношение к водным объектам.
— Как у нас говорят, нужно повернуться лицом к реке. Но к сожалению, даже населённые пункты стоят к реке задними дворами. И все отходы через задний двор выбрасываются на берег. Это — проблема. И это вопрос культуры, в первую очередь.
Лучше лишний раз не трогать!
Урал у набережной Оренбурга выглядит, мягко говоря, неприглядно. Издалека можно увидеть, как из зеленоватой воды проглядывают насыпи песка. Давно звучат разговоры о запуске машин для углубления дна - наподобие тех, что расчищают у морских портов фарватеры для судов.
— Экологи и географы против против земснарядов, углубительных работ. Так нарушается экосистема, и ил, который в реке уже выполняет роль фильтра реки, будет повреждён. Как показывают наблюдения учёных, Урал не везде такой мелкий. На перекатах встречаются и глубокие омуты, хотя в этом году большой воды не было. За счёт инсоляции (сухого испарения снега в пар) воды было мало, — отмечает ученый.
Учёные против идеи расчищать реку от ила и гальки, но выступают за очистку Урала от отходов человеческой деятельности. У берегов и на дне реки нередко можно наткнуться на пластиковый и стеклянный мусор. Только такие благородные акции, к сожалению, обычно проводят «для галочки». Регулярной же уборки прибрежной территории нет.
Своенравная река
Уровень воды в русле Урала, в зависимости год от года, отличается. Учёные считают, что колебания уровня имеют цикличность с периодом в несколько десятков лет. Так, наблюдения показывают, что в первой трети ХХ века Урал тоже мелел, но затем, к 50-м годам, поднимался. Теперь опять цикл спада, с середины 90-х прошлого века сильных наводнений не было. Поэтому сегодня под Оренбургом расцвела активная застройка поймы. Причем нередки случаи, когда возводят целые коттеджные посёлки в пойме. Несет ли это опасность для тех, кто соблазнился красивым видом из окна?
— Определенный риск подтопления есть. Уровень Урала цикличен, и может в какой-то год вернуться к прежним объёмам. Наверняка велись определённые подсчёты, чтобы такие риски свести к минимуму. Но селятся люди не там, где это нужно, а потом пытаются защититься от стихии. Предугадать же, когда произойдёт наводнение, сложно. Поэтому риск затопления поймы сохраняется.
К слову, в 1957 году во время весеннего половодья, уровень Урала поднялся до 907 сантиметров. Тогда в Чкалове (так назывался наш город тогда) подтопило 11 школ, 9 больниц и поликлиник, 9 детсадов, 4 бани, 9 культурных учреждений, 14 промышленных предприятий, 85 магазинов и 7466 домов.
Сегодня, конечно, сброс стока регулирует Ириклинское водохранилище, которого в 50-х годах не было. Но даже оно не сможет обуздать суровый нрав степной реки, когда водный цикл развернётся в сторону подъёма.