Posted 5 июня 2019, 17:06
Published 5 июня 2019, 17:06
Modified 17 октября 2022, 16:23
Updated 17 октября 2022, 16:23
Со слов директора по методологии рейтингового агентства НКР Станислава Волкова, качественное совершенствование кредитного портфеля и модернизация продуктового ряда не могут быть факторами увеличения прибыли банка. Так, он считает, что такие результаты были достигнуты посредством сокращения резервов под кредитные убытки (с 10 миллиарда рублей в 2017 году до 0,6 миллиарда в 2018).
Такую позицию разделяет и управляющий директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин, подчеркивая, что банковская прибыль обусловлена реализацией бухгалтерских схем. Статистика осуществления операций упала, а денежный поток снизился почти на 16 миллиардов рублей. Основной причиной роста являются необеспеченные кредиты наличными, увеличившиеся в 5 раз — до 25 миллиардов рублей. Прирост чистой прибыли произошел за счет отсутствия новых резервов, пишет lenta.ru.
Вместе с тем, примечательна и существенная концентрация операций со связанными сторонами. Банк располагает акциями крупнейшего производителя водки Roust Corporation, итальянского винного дома Gancia и кредитного бюро «Русский стандарт». Хохрин отметил, что эти масштабы кредитования связанных лиц являются подозрительными. При учете объема выданных займов в 18 миллиардов рублей это третья по значимости сфера деятельности кредитной организации после выпуска карт и выдачи кредитов.
В связи с этим у банка могут возникнуть проблемы с ликвидностью в конце этого года из-за отсутствия сбалансированности между сроками погашения долгосрочных активов и краткосрочных обязательств. Не все благополучно и во всей группе, причем эти проблемы тщательно скрываются.
При этом, отчетность банка «Русский стандарт» по МСФО продемонстрировала результаты, которых за 2018 год достигла компания, входящая в группу Roust Corp. Кроме того, алкогольный бизнес Рустама Тарико, выступая масштабнейшим российским производителем водки, не приносит прибыли. При EBITDA, составляющим 6,5 миллиардов рублей, обязательства достигли 94,7 миллиарда рублей, а убыток в 2019 году — 737 миллиона рублей.
Аналитик убежден в том, что Roust Corp. не выплатит дивиденды своим акционерам. Два года назад бермудская компания Тарико Russian Standard Ltd. не смогла предотвратить дефолт по нотам на 545 миллионов долларов. В залоге по нотам находятся 49% банка «Русский стандарт», и их держателям не удастся получить ни купонов, ни акций банка.
Отмечается, что Рустам Тарико доказывал свою способности находить общий язык с кредиторами. Так, Roust Corp. уже делали встречный шаг — держатели бондов вошли в капитал компании. Теперь такого же шага нужно ждать в отношении банка «Русский стандарт».