Posted 10 мая 2019,, 16:20

Published 10 мая 2019,, 16:20

Modified 17 октября 2022,, 16:39

Updated 17 октября 2022,, 16:39

Эксперты: «Ответственность за катастрофу в «Шереметьево» несёт «Аэрофлот»

10 мая 2019, 16:20
В России продолжают широко обсуждать катастрофу самолета SSJ-100 в московском аэропорту «Шереметьево», которая унесла жизни 41 человека.

«Новые Известия» узнали у экспертов в области авиации, в чем же причина: в несовершенной конструкции самолёта или в ухудшившейся подготовке лётчиков?

По словам заслуженного летчика-испытателя, Героя России Александра Гарнаева, у нас в стране давно полностью и до основания искоренена классическая система подготовки лётчиков. Россия уже вообще не готовит профессиональных лётчиков много лет. Все лётчики, которые готовятся лётными государственными учебными заведениями Российской федерации, не научены летать на самолётах.

— Их по четыре-пять лет учат чему угодно - бальным танцам, физкультуре, подметанию аллей, но не полетам. Просто нажимать на кнопочки на тренажерах - таких знаний недостаточно, так же, как для того, чтобы научиться плавать, недостаточно прочитать книжку о том, как надо плавать. Только после выпуска кто-то из них обучается, но этот фактор носит случайный характер - кое-кто так и не научится. В авиакомпаниях ведь кнопочные самолёты, которые управляются как в компьютерных играх. Но все выпускники - абсолютно не наученные люди, которые возят пассажиров до тех пор, пока не случается что-нибудь наподобие того, что произошло в «Шереметьево». Цифры часов налета на том же SSJ-100 не говорят ни о чем - человек может налетать тысячу часов, 10 000 часов, 20 000 часов, нажимая на кнопочки, а потом на 21-й тысяче часов у него произойдёт отказ.

Он считает, что в стране система подготовки гражданских лётчиков давно выкорчевана. Во всём мире есть три принципа подготовки. Первый - это частные учебные заведения, их большинство. Второй - это государственные учебные заведения, там готовится около 20% летчиков и третий - это уже после того как человек получивший такую подготовку, проходит летную работу, начиная от простых самолётов к более сложным.

В России ликвидирован пласт авиации среднего и малого класса, также вся прослойка частных учебных заведений, и на этом фоне полностью деградировали государственные.

За трагедию в «Шереметьево» несёт ответственность всё государство - Российская федерация, а «Аэрофлот» - это лишь одна из авиакомпаний, которая живет по его законам, это часть России

Валерий Постников, исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий:

- В силу своего служебного положения и 35-летней работы в области расследований могу сказать, что в крупных авиакатастрофах обычно не бывает основной причины, кроме тех, которые выдумывают журналисты и следователи. У нас в Интернете уже собрали 120 тысяч подписей под петицией с просьбой запретить полёты SSJ-100, но мне стыдно, что столько людей под воздействием эмоций готовы подписать что угодно. А если происходит автомобильная авария - надо что - запрещать автомобили?

Постников отметил, что 20 лет назад летчиков обучали летать на совсем других самолетах, которые разрабатывались 30-40 лет назад. Это была совершенно другая эпоха с другой техникой и другие люди, жившие в совершенно другой стране с более жестким соблюдением норм и правил. Сейчас всё изменилось, поэтому нельзя сказать, что лётчиков готовили раньше лучше, чем сейчас.

Еще 30 лет назад «Буран» летал в Космос в автоматическом режиме - взлетел, сделал круг над планетой и вернулся и приземлился в плохую погоду. Уже тогда предположили, что может быть стоить обойтись без пилота? Но когда посчитали, во сколько обойдется такая система, вышло очень дорого. Однако количество людей в экипаже сократилось с 5 до 2 человек.

При полете на цифровом борту лётчик работает по 5-7 минут, а остальное за него все делает автоматика. Бывает так, что при нажатии кнопки автоматика не отвечает. Летчик оказывается один на один с машиной, которой нужно управлять вручную, и многое вспоминать, из-за чего возникает психологическая паника.

Американцы в таких случаях ищут недостатки программ обеспечения, чтобы устранить их. Но и в Америке не будут усиленно учить, как это было раньше, сажать огромные самолеты вручную. Это слишком дорого - для этого надо вначале тренировать человека на тренажерах, а потом обязательно в натуральных условиях, с пилотом-инструктором. Поэтому из оператора будут делать лишь более совершенного оператора.

Сейчас больше часов по обучению пилотов выделяется по их подготовке на тренажерах и меньше в полетах, а это разные вещи. Люди не должны не забывать, что иногда возникают моменты, когда самая совершенная автоматика не помогает,. Ну, попала молния в самолет, но он же не вышел из строя? Иначе он бы просто не прилетел в «Шереметьево» - двигатели работали, машина села на полосу. В конечном итоге ответственность за произошедшее несет авиакомпания «Аэрофлот», и уж точно не несет ответственности авиакомпания «Сухой». Не стоит забывать, что это все-таки первый международный проект в российском авиапроме, в нем как минимум на 60% нет никакого импортозамещения

Роман Таскаев, заслуженный летчик-испытатель, Герой России:

- Подготовка летчиков осуществляется в соответствии с документами, которые утверждены на федеральном уровне. Другой вопрос, что у меня, как у летчика, есть претензии к подготовке. По больше части из-за экономии средств она осуществляется на тренажерах, и при этом по многим параметрам, там, где мы посчитали необходимым участие летчиков-испытателей, чтобы мы показывали какие-то отказные моменты в полете - на такой контакт авиакомпании не идут, считая что это дорого. А ведь наверняка какие-то вещи будущим лётчикам надо показывать на живом самолёте, а не на тренажёре.

Если подготовка проходит в «Аэрофлоте», который считают ведущей авиакомпанией страны, то ссылки на нее принимают и другие авиакомпании, которые имеют значительно меньше средств. Средства на подготовку пилотов выделяет сама авиакомпания, хотя свои требования могла бы сформировать и Росавиация. Однако сами летчики отвечать за свой уровень подготовки не могут

Вадим Лукашевич, авиаконструктор, бывший сотрудник ОКБ «Сухой»:

- Летчики сегодня действительно не готовы летать в ручном режиме. Тренировок на тренажерах во время обучения им не хватает, а когда они уже начинают работать - им тоже запрещают переключаться на ручной режим "во избежание". У командира самолета хоть и формально есть 1500 часов налета на этом типе воздушного судна, но опыта полетов в ручном режиме почти нет. Всей полнотой информации владеет только сам личный состав, но надо понимать, что это закрытая каста и информация просачивается с трудом.

У нас летчиков выпускают училища, сертифицирует Росавиация, а подготовку поддерживает авиакомпания, в данном случае "Аэрофлот". То есть, здесь целая цепочка. А в целом - бардак. Недавно, например, был скандал, когда Росавиация у многих летчиков отняла дипломы и теперь они ходят по судам, добиваются их возвращения.

Вообще в последней катастрофе, на мой взгляд, виноваты все. Даже то же обучение на тренажерах -у нас и нормальных тренажеров почти нет. Мы сами их не выпускаем, заказываем за рубежом. И когда у тебя летает «Боинг», то понятно - просто берешь соответствующий тренажер. А есть ли у нас тренажер, который может имитировать все внештатные ситуации на всех типах машин? Судя по тому, что я читаю в соцсетях - нет или всего один. А судя по тому что в "Аэрофлоте" 100 экипажей и всего один тренажер? И чему они тогда там учатся? Правда это или не правда - я не знаю, но то, что там ситуация больная - это видно. И за все это отвечает «Аэрофлот».

Недавно я прочитал статью о том, сколько денег «Аэрофлот» тратит на имидж. И при этом целые сутки не смогли у себя на сайте поместить не то что список фамилий жертв катастрофы, но даже их количество. Когда уже Следственный комитет назвал цифры. И выходит, что люди тратят по 800 млн рублей на создание себе имиджевой репутации, но при этом как что случилось - и кроме бортпроводников похвалить некого. И у них сразу и акции упали, и пассажиры отказываются летать на SSJ-100.

В таких ситуациях надо вести себя особенно трепетно. Как поступает тот же «Боинг»? Когда их самолет упал в Эфиопии, авиакомпания вывесила сначала очень большое соболезнование, заверила что сделают все необходимое, чтобы самолет стал еще безопаснее, изменили методику обучения пилотов и все это делалось публично. И "Аэрофлоту" это надо было делать также, а не говорить что на 55 секунд перевыполнили норматив времени на эвакуацию, в то время как больше половины пассажиров у них сгорели заживо. Ребята, вы вообще о чем думаете? Нормальные пиарщики и маркетологи есть? Которые должны сейчас бы бегать за родственниками и предлагать им хотя бы достойные компенсации.

За квалификацию пилотов, включая заказ тренажеров специально под SSJ-100, за готовность самолета к вылету, его техническое состояние - за все это отвечает только авиаперевозчик. И отчасти Росавиация, которая дает «Аэрофлоту"» сертификацию.

"