Posted 30 апреля 2019, 19:11
Published 30 апреля 2019, 19:11
Modified 17 октября 2022, 16:37
Updated 17 октября 2022, 16:37
Антипинский НПЗ - крупнейший актив группы компаний "Новый Поток". Напомним, что ей так же принадлежат права на разработку трёх крупнейших, пока ещё нетронутых нефтяных месторождений Оренбургской области в Бузулукском районе - Могутовском, Гремячинском и Воронцовском, чьи запасы оцениваются в 50 миллионов тонн.
Нюанс в том, что месторождения эти находятся под Бузулукским бором, имеющим статус национального парка. Приобретение лицензии "Новым Потоком" на эти промыслы сопровождалось большим общественным скандалом: многие политики и экологи выступали категорически против добычи углеводородов в непосредственной близости от территории бора.
Однако, несмотря на заявления развернуть добычу уже в 2018 году, "Новый Поток" к масштабным работам в Бузулукском районе так и не приступил. Более того, банкротство Антипинского НПЗ и вовсе ставит под большое сомнение сам факт возможности ведения такой добычи.
Как сообщает издание РБК, причиной бедственного положения завода стал валютный кредит на 3 миллиарда долларов, который Антипинский НПЗ взял в Сбербанке в 2014 году.
В конце года произошёл обвал рубля, плюс резко упала стоимость нефти, и выплачивать заём заводу стало нечем - поток валютной выручки от продажи нефтепродуктов за рубеж иссяк.
В конце 2018 года стало известно, что Антипинский НПЗ работает в режиме горячей рециркуляции, то есть уже готовые нефтепродукты циркулируют по системе, а отгрузки потребителям нет. У предприятия попросту не хватало денег, чтобы оплатить поставки сырой нефти. Практически полностью заглохла и работа в Бузулукском районе из-за отсутствия финансирования.
Главный кредитор - Сбербанк - давал заводу отсрочку на полгода для нормализации деятельности. Но, судя по всему, её не произошло и теперь финансовое учреждение решило запустить предусмотренную законом процедуру банкротства. В этом случае кредитор сможет продать активы (включая и бузулукские нефтепромыслы), закрыв тем самым заём.
Главная же интрига - кто станет покупателем предприятия и его нефтеносных месторождений в Оренбургской области?
Мы уже сообщали, что переговоры об этом вела компания "Лукойл". Тем более, что старший вице-президент по добыче нефти и газа ПАО «ЛУКОЙЛ» Азат Шамсуаров работал в Оренбургской области руководителем компании "ОНАКО" в начале 2000-х и был одним из тех, кто готовил её к приватизации.
- Он прекрасно знаком со структурой месторождений Бузулукского района, понимает их ценность и перспективность, - комментирует главный редактор издания "Нефть&Капитал" Николай Манвелов.
Представители "Лукойла", впрочем, позже пояснили, что покупать завод и месторождения с такими огромными долгами не намерены, но сам факт переговоров не отрицали. Проще говоря - идёт процесс торговли: кто кому даст больше уступок.
Вторым претендентом на активы "Нового Потока" РБК называет финансово-промышленную группу "САФМАР" Михаила Гуцериева. Предположение тоже вполне вероятное, тем более, что Гуцериев сейчас активно наращивает присутствие в Оренбуржье, разрабатывая перспективные месторождения в Ташлинском районе Оренбуржья (нефтепромысел там ведёт компания "Сладковско-Заречное").
Правда, "САФМАР" уже завершает сделку по покупке Афипского НПЗ (Краснодарский край), и хватит ли у финансово-промышленной группы ресурсов осилить ещё и Антипинский НПЗ - большой вопрос.
Третьим претендентом на покупку, по данным РБК, выступает азербайджанская нефтяная госкомпания SOCAR. У неё есть свободные ресурсы и она готова взять завод вместе с долгами, но при этом не скрывает своего интереса к месторождениям, которым владеет "Новый Поток".
Правда, стопроцентного положительного инвестиционного решения от азербайджанских нефтяников пока нет, но эксперты это тоже объясняют деловыми нюансами и де-факто - приглашением кредиторов к торгу.
В любом случае эксперты полагают, что Сбербанк не будет тянуть с продажей Антипинского НПЗ и нефтепромыслов, если "Новый Поток" не сможет удержать активы (а шансов на это мало). Банку нефтяное производство не нужно. Его задача - погасить кредит и снова пустить деньги в оборот.
Скептически оцениваются экспертами и шансы на участие общественников Оренбургской области в вопросах выбора - кому достанется бузулукская нефть. Банк не занимается вопросами экологии и безопасности на нефтепромыслах, его дело - обеспечение баланса и резервов, чтобы долги не висели камнем на шее кредитной организации.
А работа с общественниками и экологами - это уже головная боль нового собственника, если тот всё-таки решится приобрести весьма непростой во всех смыслах углеводородный актив.