Posted 10 декабря 2018, 12:36

Published 10 декабря 2018, 12:36

Modified 17 октября 2022, 16:19

Updated 17 октября 2022, 16:19

Есть бесконтакт! Оренбуржцы стали в 30 раз чаще платить за проезд банковскими картами

10 декабря 2018, 12:36
Колоритные кондукторы в общественном транспорте Оренбурга, с неизменной кожаной сумкой на груди, рулончиками билетов и звенящей мелочью, похоже, скоро станут достоянием истории - как канувшие в Лету компостеры для абонементов. Пассажиры сегодня всё активнее используют для оплаты проезда банковские карты и смартфоны.

Восемь месяцев назад, в апреле этого года на муниципальных автобусах и троллейбусах Оренбурга в тестовом (а с июня - в полностью рабочем) режиме заработали терминалы бесконтактной оплаты за проезд. Совершенно обыденная для жителей столиц, но новинка для нашего провинциального города, новая система расчётов, вместо привычной мелочи быстро стала завоёвывать популярность у оренбуржцев.

Хотя, справедливости ради, нас транспортными картами удивить сложно, особенно пенсионеров и льготников. Ещё с начала 2000-х благодаря усилиям платёжной системы "Город" в Оренбурге появились бесконтактные транспортные карты, а у кондукторов рядом с классическими сумками стали висеть и Т-образные карт-валидаторы.

Коснулся картой этого валидатора, "пикнул", и через секунду получил билетик-чек. Удобно? Не совсем...

Дело в том, что транспортная карта не была в полном смысле этого слова банковской. Её невозможно было привязать, скажем, к вашему зарплатному счёту. По сути, это был лишь электронный проездной, который, к тому же, пополнить можно было только в определённых банкоматах, отдельных устройствах cash-in или кассах системы "Город".

Терминалы же оплаты, заработавшие в автобусах с апреля, позволяли принимать карты любых банков, если они оснащены бесконтактной технологией PayPass или PayWave, а так же со смартфонов, поддерживающих функцию NFC. И теперь не нужно покупать отдельный "пластик" и пополнять баланс. Достаточно коснуться (даже не доставая из кошелька) вашей "кредиткой" терминала - и проезд оплачен!

- Мне стипендию переводят на банковскую карту, а она, в свою очередь, "привязана" к смартфону. Когда еду в университет, то это очень удобно: активировал NFC отпечатком пальца, рассчитался, получил чек. У меня почти все платежи идут безналично и бесконтактно! Это быстро, удобно, современно - и главное выгодно!- делится впечатлениями студент четвёртого курса ОГУ Андрей.

И это действительно так. Ключевое преимущество оплаты проезда через терминал - это цена. Если при наличном расчёте стоимость одной поездки в муниципальном автобусе или троллейбусе составляет 20 рублей, то при "безнале" с карты спишется только 17. Выгода в три рубля более чем существенна!

Неудивительно, что новый способ оплаты стремительно набирает популярность.

- Если в начале года у нас лишь лишь каждый двухсотый пассажир (порядка 0,5%) оплачивал проезд с помощью банковской карты, то сегодня этой формой расчёта пользуется уже каждый восьмой (около 14%). За семь месяцев - рост почти в 30 раз! рассказывает руководитель МКП "Оренбургские пассажирские перевозки" Сергей Касьянов.

Пока в автобусах и троллейбусах для расчётов используют мобильные терминалы, которые или лежат у водителя, или находятся у кондуктора. Но это - переходный этап: Сергей Касьянов рассказал, что уже практически полностью готово оборудование для монтирования на поручнях при входе и выходе. То есть расчёт будет идти по "московской" схеме: пассажир поднимается в автобус и тут же картой касается приёмника-валидатора. В ближайшее время уйдут в прошлое и бумажные чеки-билеты - взамен будут приходить электронные на e-mail.

- Конечно, удобно - не нужно толкаться, особенно в час пик, держать постоянных запас мелочи, да ещё и умудрится её отсчитать, держать одной рукой за поручень... А если крупная купюра и у кондуктора нет размена? Что делать? И такие случаи бывали, - делится впечатлением пассажир троллейбуса №6 Анатолий Ямещенко. - Вот только жаль, что пока частные автобусы не присоединяются к системе бесконтактной оплаты.

Впрочем, такая работа на уровне муниципалитетов идёт: "частников" тоже убеждают устанавливать у себя валидаторы бесконтактных банковских карт - это им же упрощает работу.

Всего же сегодня терминалами с функцией бесконтактной оплаты оборудованы 555 бортов общественного пассажирского транспорта в Оренбургской области. Из них 232 борта - муниципальный транспорт Оренбурга и Орска.

Важный момент: для обеспечения надёжной связи с банком, которая необходима для бесперебойной работы терминалов, используется МТС. Главный критерий выбора здесь был хорошее покрытие связью на всей территории следования транспорта, чтобы терминал работал всю дорогу. Причём это касается как самого Оренбурга, так и других городов области, где внедряется система бесконтактной оплаты.

- Проблем с работой валидатора у нас нет, случаев, когда был бы отказ из-за сбоя сети. Да у нас и все в области знают, что покрытие сети лучше всего у МТС, - комментирует кондуктор на маршруте №21 Татьяна Матюшкина. - Опять-таки, нет ошибки в расчёте: мы, конечно, люди уже привычные, рука и глаз намётан, но всё равно, особенно под конец смены, можно недосчитаться денег за проезд. А здесь электроника всё посчитает! Можно не переживать.

Работать с банковскими картами кондукторам нравится. Но есть и опасения:

- Если установят терминалы на поручнях, то что же тогда делать нам? Выходит, мы без работы останемся?

Сергей Касьянов успокаивает: кондукторы ещё долго будут нужны в автобусах, так как многим, особенно людям старшего возраста, нужна будет помощь в оплате проезда. Да и наличный расчёт на 100% всё равно не будет вытеснен, особенно на межмуниципальных маршрутах.

Подпишитесь