Posted 2 июля 2018, 09:28
Published 2 июля 2018, 09:28
Modified 17 октября 2022, 16:11
Updated 17 октября 2022, 16:11
Покупаем свою машину!
Методология нашего подсчёта будет простой: берём стоимость пары самых популярных на сегодня новых автомобилей в Оренбуржье (их охотнее всего берут в салонах) - это Kia Rio и Lada Vesta 2018 года выпуска. Комплектации - аутентичные: без "автомата", но с кондиционером. Корейскую машину можно найти в салоне за 669 тысяч рублей, если удастся попасть под акцию, отечественный седан немного дешевле - 606 тыс. 900 рублей.
Будем считать, что у вас нет собственных накоплений и машину вы берёте с нуля. Для этого придётся оформить кредит на первоначальный взнос в 150 тысяч рублей и автокредит на три года: 519 тысяч для "Рио" и 457 тысяч для "Весты".
Рассчитывая заём на первоначальный взнос по цене в 19,9% годовых, а автокредит - по 12%, получаем примерное такие цифры ежемесячных платежей.
Ria Rio | Lada Vesta | |
Кредит за первоначальный взнос | 5600 | 5600 |
Автокредит | 17230 | 15179 |
Итого платёж в месяц: | 22830 | 20779 |
Но это - только стоимость самой машины. Добавим сюда также обязательную страховку - 8000 рублей и КАСКО - ещё 30 тысяч (без него кредит будет гораздо дороже). Итого - плюс 3166 рублей ежемесячно.
Добавим также бензин - при средней эксплуатации считаем, что вы будете сжигать ежемесячно топлива на 3500 рублей.
Итого месячные затраты на машину оказываются очень и очень солидными: 29 500 рублей для "Рио" и 27 500 для "Весты".
А если на такси?
Попробуем посчитать, сколько будет стоить ежедневное передвижение по Оренбургу на такси. За основу расчётов берём сервисы "Яндекс" и "Везёт" - их тарифы примерно сопоставимы. Третий крупный игрок на рынке - Gett - стоит чуть дороже (хотя, на самом деле, тут угадать сложно, цены меняются в зависимости от загрузки и спроса).
Стандартная поездка из спального района (20-й мкрн) в центр, к Центральному рынку, стоит от 120 до 200 рублей. Берём средний ценник в 170 руб. Иногда, в снегопад или ливень, тариф может подскочить и до 300 рублей, но это скорее исключение. Умножаем на два - туда и обратно - и получаем 240 рублей в день. За 21 рабочий день получается чуть больше 5000 рублей.
Теперь выходные и праздники. Будем считать, что в эти дни пользоваться такси придётся чаще - съездить на шопинг, в кино, парк и т. д. И смело положим на транспорт 1000 рублей за каждый день "отдохновения". Итого - 9000 рублей в месяц (плюс тысяча - условно добавочные праздники, которые бывают не каждый месяц).
Итого расходы на всё про всё - 14 000 рублей ежемесячно. Вдвое ниже, чем если бы вы купили и обслуживали машину!
Немного о нюансах
Конечно, в данном обзоре не учтена масса нюансов как в плюс, так и в минус. Например, к обязательным расходам на машину мы не приплюсовали стоимость техобслуживания раз в год, смену резины с летней на зимнюю и наоборот (комплект "шиповок" ещё тоже надо купить, и обойдётся он вместе с дисками тысяч этак в 25 - 30, и хватит его на три-четыре года). Не добавляем стоимость сигнализации (+12 тысяч рублей), штрафов ГИБДД (хотя тут как ездить), моек, да просто непредвиденных трат, которые не учтены в страховке.
Наконец, не учтён самый важный нюанс: через три года кредиты будут выплачены, и машина останется полностью вашей. Её можно продать и получить на руки примерно от половины до 70% стоимости: то есть порядка 450 тысяч за "Рио "и 400 тысяч за "Весту". Впрочем, цены эти крайне условны: за три года вполне можно "ушатать" машину неаккуратной ездой, резко снизив остаточную стоимость. А можно, наоборот, пылинки сдувать и продать её затем гораздо дороже, чем средний ценник по рынку.
В любом случае, остаточная стоимость существенно возвратит часть ежемесячных расходов - словно бы вы накопили эти деньги за три года.
Есть, конечно, минусы и в сервисах такси: например, в часы пик можно просто не дождаться машину из-за высокого спроса. Небезупречно и качество сервисов: вполне могут подать колымагу, которую надо было выбросить в утиль ещё при президенте Ельцине.
Аргумент о том, что на такси не поедешь "на дальняк", например к родственникам в соседний регион, можно принять лишь с оговоркой. Развитие всевозможных приложений типа "БипКар" или "Бла-бла-кар" эту проблему решают, и с каждым годом всё успешнее.
Так что же остаётся в сухом остатке? А то, что стоимость владения автомобилем и цена поездок на такси весьма сопоставимы с учётом остаточной стоимости машины после трёх лет эксплуатации.
Другой вопрос, что при покупке авто с нуля, без собственных накоплений, ежемесячные платежи будут просто огромными. Фактически, нужно получать зарплату намного выше средней по городу - и ограничивать себя во многом.
Решить проблему можно (и многие так делают), покупая подержанные модели. Однако тут уже другие риски - и другие расчёты: сколько нужно будет вложить в "бэушку" и как удастся её потом, через три года, продать?
Что же касается полного отказа от автомобиля и перехода на такси, то, как видим, чисто по затратам идея вполне жизнеспособная. Другой момент, что для большинства оренбуржцев собственный автомобиль - не только средство передвижения, но и показатель статусности и достатка. Да, "Рио" или "Веста" далеко не "Бентли Континенталь".
Однако стереотипы советских времён, когда огромным счастьем и неописуемым везением было урвать по очереди жёлто-канареечный "Москвич-412", живы до сих пор.