Posted 22 июня 2018, 05:03
Published 22 июня 2018, 05:03
Modified 1 декабря 2024, 07:57
Updated 1 декабря 2024, 07:57
Неласковые сети.
А начиналось всё довольно громко. После губернаторского наказа решать сетевую проблему бросились как исполнительная, так и законодательная ветви власти. Год назад председатель комитета по аграрно-промышленному комплексу Законодательного собрания Оренбургской области Александр Жарков даже принял участие в парламентских слушаниях в Госдуме. С высокой трибуны он рассказывал, что крупные сети буквально душат местных фермеров, а ассортимент местных товаров в среднем составляет всего 25 процентов.
Господин Жарков несколько лукавил: журналисты 56оrb.ru, зайдя в ближайшую "Пятёрочку", не насчитали и 5% товарного ассортимента от оренбургских производителей. Фактически, на прилавках представлена лишь молочная продукция (да и то не вся - например, йогуртов нет, только привозные), несколько видов местного хлеба и мука. Получается, что все громкие заявления местных властей оказались пшиком.
В Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона нам объяснили, почему складывается такая ситуация:
- В сетях есть свои условия, на которых может согласиться работать только крупный фермер и может гарантировать крупные и постоянные поставки.
С малыми же агропредприятиями, чья продукция носит сезонный характер и не отгружается сотнями тонн, сети даже разговаривать не будут.
Натуральное? Это не к нам!
Есть и ещё причины, по которым растениеводам и животноводам непросто войти в сети. Сегодня гипермаркетам нужна удобная упаковка товаров, расфасовка, рассказывает председатель профсоюза работников малого и среднего предпринимательства Оренбурга Максим Скивко.
- Сегодня покупателям нужно, чтобы товар выглядел красиво и его было удобно донести из магазина до дома. Сетевые магазины уделяют этому много внимания. Вроде бы это элементарные, но не выполнимые вещи для небольшого предприятия. Маленькое производсво не может делать упаковку в том виде, которую требует сеть. Взять, к примеру, Саракташский консервный завод. Он продаёт натуральные соки в трехлитровых банках. Но гипермаркетам такая тара не нравится.
Тут следует отметить, что Саракташский завод - единственное в Оренбургской области предприятие по переработке плодоовощной продукции, сумевшее выжить за годы перестройки и пресловутых экономических реформ. Уникален завод тем, что за свою историю ни на шаг не отступил от традиционных технологий, выпуская по сей день экологически чистую ГОСТовскую продукцию из местных фруктов без химических добавок. А вот из-за смены упаковки на «более удобную» может измениться и технология производства. Например, стеклянную тару стерилизуют горячим паром и после заливают соки, а вот с пластиковыми бутылками или картонными коробками такой фокус не пройдёт. В итоге удобная (а в первую очередь, выгодная) тара для торговой сети - картон оборачивается необходимостью сыпать в сок консервирующую "химию". Пастеризованное же "стекло" приносит кучу проблем: и бьётся, и тяжёлое для перевозки (возрастут расходы на логистику)... Вот если бы водку закатывать в трёхлитровую банку - тогда была бы маржа.
Часы выживания.
Ситуация складывается по-настоящему тревожной: сетевые магазины и гипермаркеты буквально напалмом "выжигают" мелкие магазинчики вокруг. Максим Скивко приводит такие цифры: открытие одного супермаркета уничтожает прочую розничную торговлю в радиусе до 1,5 километров. И получается в итоге замкнутый круг: местный фермер может сдавать продукцию только в маленькие магазинчики, а магазинчики закрываются, так как не могут конкурировать с сетями.
Недавно оренбургские бизнесмены даже коллективно обратились к властям с просьбой ограничить работу федеральных торговых сетей с целью поддержки местного бизнеса, а именно ввести ограничения для работы федеральных сетей магазинов и гипермаркетов. Например, в будние дни — до 20.00, в субботу — до 16.00, в воскресенье — выходной.
- Как показывают результаты исследований, число покупателей в магазинах крупных форматов сейчас сокращается, а потребительский спрос смещается в пользу магазинов «у дома» с товарами первой необходимости. Люди туда ходят в будни, а на выходных закупаются в гипермаркетах. Сейчас инициатива по ограничению работы федеральных торговых сетей находится на стадии изучения, - говорит депутат Государственной думы от Оренбургской области Игорь Сухарев.
Ещё один вариант поддержки мелкой розницы - запретить открывать гипермаркеты в городской черте.
- Возле дома должны быть парки, детские площадки и фонтаны, а не магазины! Посмотрите на ту же Америку: там все крупные торговые центры - за городом, где нет проблем с парковкой, не создаются пробки на въезде-выезде, а дворы не загромождают фуры,говорит предприниматель Андрей Кириленко.
Но есть большие сомнения, что хотя бы одно из предложений по ограничениям будет принято. Через торговые сети проходят огромные деньги, и лоббистские возможности у них просто гигантские. Те депутаты, что сегодня обеими руками "за" ограничения - завтра так же будут "отстаивать интересы покупателей", которым нужен круглосуточный доступ в супермаркеты чуть не из подъездов собственных домов.
Центр, которого нет.
Выходом из ситуации мог бы стать логистический центр для всех мелких товаропроизводителей Оренбуржья. Проще говоря, это большой-большой склад с холодильниками, куда свою картошку-морковку, домашние сыры и творог, мёд, колбасные изделия, мясо и т.д. могли бы везти фермеры со всей области. В центре продукцию бы мыли (если речь идёт об овощах-фруктах), фасовали, проводили санветконтроль, выписывали соответствующие документы и уже в готовом виде отправляли в сети. Таким образом именно логцентр выступал бы гарантом качества и регулярности крупных поставок.
Проект такого центра был анонсирован ещё в 2014 году, но строительство его так и не началось. Более того, в изначальном виде, скорее всего, мы этот центр не увидим никогда: с 2016 года проект официально заморожен - нет денег. Банки, обещавшие прокредитовать логистический центр, либо отказались от своих предложений, либо выставили огромные проценты. В этих условиях инвесторы просто умывают руки.
Есть и ещё один важный момент - маржинальность. Или, говоря по-русски, норма прибыли. У местного фермера она априори невысока: натуральные продукты стоят дорого. Сети же, если не "снимут" с каждого товара минимум 15-20% "накрутки", даже разговаривать с поставщиком не будут.
Такую норму прибыли производитель может дать или при огромных объёмах, или - если будет добавлять "химию", как мы уже описали выше. Вот и получается, что конкурировать с крупным ритейлом маленькому фермеру - занятие априори проигрышное.
Арбузный парадокс.
Ситуация складывается настолько парадоксальная, что просто диву даёшься. Простой пример: соль-илецкие арбузы. Второй год подряд Оренбуржье - в лидерах России по объёмам засеваемых бахчевых, сборы достигают 300 миллионов килограмм в сезон! Но много ли при этом вы видите соль-илецких арбузиков в торговых сетях страны? В интервью генерального директора одной из крупнейших торговых сетей России - "Ленты" - Яна Дюннига упоминаются только астраханские и волгоградские арбузы, но об оренбургских - ни слова. Сети просто "не видят" гигантские объёмы местной ягоды.
- А чему удивляться? Посмотрите, что сегодня из себя представляет "бахчевой ритейл" в области. Арбузно-дынные развалы у дорог, пыхтящие грязные фуры, зычные торговцы, словно с бухарского базара середины XVI века. Таким форматом с торговыми сетями работать не получится!уверен московский предприниматель Игорь Евтелиади.
Ни "Магнит", ни "Пятёрочка" не погонят свои фирменные машины в акбулакскую грязь, чтобы покидать в кузов с поля пяток-другой тонн арбузов и дынь. Нужна логистика, нужны сопроводительные документы, справки фитосанитарного контроля и допуски Роспотребнадзора. Но в палатке сторожа у поля этих документов тебе не выпишут.
Беда арбузного "ритейла" в области ещё и в том, что никто из бахчеводов не хочет работать официально. Загрузить фуру и тут же на поле получить "нал" - это пожалуйста. А заключать договора, с "белыми" проводками и уплатой всех налогов - кому это нужно?
Вот и получается, что проблема взаимоотношений местных фермеров и торговых сетей гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Беда лишь в том, что за два года, прошедших после заявлений областных властей, тема продвижения оренбургских товаров не сдвинулась с места ни на йоту.