Posted 31 мая 2018,, 08:06

Published 31 мая 2018,, 08:06

Modified 17 октября 2022,, 16:10

Updated 17 октября 2022,, 16:10

А мне летать охота! За воздушные «игрушки» - драконовские штрафы

31 мая 2018, 08:06
500 тысяч рублей и конфискация самого летательного аппарата - такое наказание сегодня ждёт владельцев - юридических лиц за несанкционированные полёты беспилотника и съёмку с него. Драконовские меры законодателей фактически убивают рынок БПЛА, равно как и услуг, осуществляемых с их помощью.

Беспилотные летательные аппараты - БПЛА, или дроны, в небе над Россией давно перестали быть чем-то диковинным. Ежедневно, по данным РБК "Бизнес-вектор", в воздух поднимается до 2,5 тысячи машин, и это не считая неучтённых лёгких роторных игрушек. Рынок как самих коптеров, так и услуг, оказываемых с их помощью, оценивается примерно в 10 миллиардов рублей. Причём стоимость самих дронов составляет лишь четверть, а 7,5 миллиарда - это как раз заработки с их помощью.

Если говорить о структуре продаж, то 70% - это лёгкие роторные БПЛА и игрушки в основном китайского производства. На них ежегодно россияне тратят около 1,5 миллиарда рублей. Кстати, понятие игрушечного коптера достаточно условно: одни считают такими машины, у которых разрешение камеры на борту менее 2 мегапикселей, другие ориентируются на массу и продолжительность полёта.

Профессиональные БПЛА с массой до 30 килограммов и оснащённые мощной аппаратурой для ортофотосъёмки занимают 30% рынка. Несколько лет назад в этом сегменте безраздельно царствовали компании из Израиля и США. Сегодня ситуация другая: российские предприятия активно теснят зарубежных конкурентов и предлагают достойные продукты по разумной цене.

- На фоне наших компаний зарубежные выглядят несколько серенько. Хотя говорить о том, что мы впереди планеты всей, тоже не буду. Мы на уровне. И нет ничего такого, что есть у них и чего не можем сделать мы. комментирует основатель и совладелец компании-производителя беспилотников "Финко" Максим Шинкевич.

- А что касается стоимости, то так как мы новички на рынке, который был раньше поделен между израильскими и американскими компаниями, мы делаем ценник ниже при очень высоком качестве продукции, её высокой надёжности,

Любопытно, что ижевский инженер Максим Шинкевич в 2012-м с коллегами по цеху основал компанию "Финко". Сегодня это один из лидеров среди производителей беспилотников среднего класса массой до 30 килограммов. По собственным оценкам, компания обеспечивает треть закупок таких аппаратов в стране.

Средние БПЛА применяются в основном для составления ортофотопланов - их потом используют для кадастровых оценок и проектирования. Стоимость комплекса для аэрофотосъёмки составляет на базе модели С350 от полутора миллионов рублей. Для сравнения: если для той же работы нанимать самолёт, расходы на ту же площадь для фотопланирования будут вдесятеро больше.

Впрочем, купить дрон - это ещё полдела. Лёгкие любительские аппараты сегодня вполне доступны по цене: с приемлемой камерой и временем автономной работы они стоят от 35 тысяч рублей.

Конечно, большие массивы ортофотопланирования с них не закроешь, но для съёмки массовых мероприятий они вполне подойдут. Беда только в том, что использовать их практически невозможно из-за чудовищных законодательных препонов.

- Чтобы получить разрешение на съёмку с дрона, нужно минимум за 10 дней начать готовить пакет документов,рассказывает оренбургский фотохудожник и владелец БПЛА Артём Краснов.

Нужно подать разрешение сначала в администрацию города, согласовать с ними план полёта, место, время. Затем - заявления в полицию, в ФСБ...

Совершенно не факт, что в итоге всё будет согласовано: то окажется, что в кадр может попасть секретный объект, а то и вовсе участок для полётов закрыт. Примечательно, что постановление администрации Оренбурга от 14 июля 2015 г. N 1847-п, регламентирующее порядок получения разрешений, приравнивает полёты игрушечного дрона к прыжкам с парашютом и подъёмом дирижаблей и аэростатов с людьми.

А если нет такого разрешения и всё-таки поднял в небо жужжащий аппарат - нарвёшься на штраф: 5000 рублей на физическое лицо и полмиллиона - на юридическое.

Всё это приводит к тому, что заказать аэрофотосъёмку с воздуха сегодня в Оренбуржье - настоящая проблема. Например, снять видео свадебного торжества или поздравление любимой, написанное на асфальте у роддома с высоты птичьего полёта стоит от 20 тысяч рублей. Но это если вы сами подсуетитесь и оформите разрешение. А его у вас не будет: снимать в центре города, у роддома, с воздуха запрещено.

Проваливались попытки у оренбургских фотографов официально получить нужные бумаги и для съёмок с воздуха степных пейзажей, например при массовом цветении тюльпанов Шренка. Прошения с южной части города отклонили, так как с одной стороны - военный донгузский полигон, а с другой - тоже военный аэродром транспортной авиации. Кругом секреты!

Обесценивает получение разрешения и журналистскую работу с дронами. Если для съёмок некоторых массовых мероприятий (например, праздничных шествий) теоретически ещё можно взять нужные бумаги, то как быть с оперативными событиями? Заранее, за 10 дней, писать заявление о предстоящем пожаре, который хочется снять с высоты? Полный бред!

Аналогичная ситуация и в сельском хозяйстве. Для огромных оренбургских просторов наблюдение о состоянии и влагозапасе почвы, посевов, миграции насекомых (ту же саранчу прекрасно видно на кадрах) - вещь чрезвычайно нужная и востребованная. Но по факту дроны фермерам не интересны, потому что сегодня весь снятый беспилотником материал считается секретным. Его сначала должны просмотреть спецслужбы: не попало ли чего лишнего в кадр? На проверку порой уходят недели, и, когда флешка с видео возвращается оператору дрона, на полях вполне может уже лежать первый осенний снег. Ну и кому нужны данные с таким опозданием?

Дело доходит до маразма: оштрафовать могут даже за факт запуска игрушечного дрона у себя во дворе дома или дачи! Если в кадр попадает только твоя территория, может, и обойдётся. Но не дай бог ты заснял цветочки во дворе соседа - получите штраф и распишитесь!

Между тем эксперты полагают, что рынок услуг беспилотников может вырасти в ближайшие годы минимум втрое - до 30 млрд рублей в год. Это не только съёмка, но ещё и доставка грузов, обеспечение безопасности, ретрансляция радиосигналов в труднодоступных районах и ряд других направлений. Но для этого должны быть сняты те чудовищные административные барьеры, что делают работу с дронами во многом невозможной или бессмысленной затеей.

Предложения о послаблении законодательства и, главное, понимание их необходимости есть и на высшем уровне. Во всяком случае, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин считает: работа в этом направлении уже идёт.

- Есть "дорожная карта", утверждённая правительством, по которой сейчас будет идти совершенствование процедур, в том числе в законодательном плане. К лету 2019 года, я полагаю, будет решен вопрос по упрощению режима секретности, процедур получения разрешения на полёты, сроков получения, определено время, на которое даётся это разрешение.уверен президент ТПП.

Можно констатировать: рынок бесилотников в России на низком старте. Потенциальный спрос на аппараты и услуги большой. Отечественные производители готовы его полностью удовлетворить.

Осталось только создать прозрачные и простые правила игры.

"