Posted 17 мая 2018, 13:00
Published 17 мая 2018, 13:00
Modified 17 октября 2022, 16:10
Updated 17 октября 2022, 16:10
Факт, конечно, отрадный: метановое топливо сегодня стоит втрое дешевле бензина, и переоснащение одного только муниципального транспорта даст солидную экономию. Вот только на весь 650 тысячный Оренбург с пригородами сейчас работает единственная метановая заправка. А планы построить хотя бы вторую власти озвучивают вот уже добрых 15 лет.
Голубое будущее.
Для людей, далёких от транспортной темы, небольшой ликбез. Всем известно, что классическое топливо для автомобилей - жидкое: солярка или различные сорта бензина. Однако для экономии можно использовать и газообразное горючее: сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан, ПБ) или сжатый природных газ метан (СПГ).
С пропан-бутаном проблем особых нет, только в Оренбурге работают более двух десятков ПБ-заправок. Но цена горючего достаточно высока - 20 рублей 50 коп. за литр сжиженной смеси, а по экологическим характеристикам пропан близок к бензину.
Куда перспективнее в качестве топлива газ метан: его под огромным давлением закачивают в специальные углепластиковые баллоны, а 1 кубометр (как эквивалент литра бензина) стоит всего 12 рублей. Кроме того, метан очень экологичен, при его сгорании из выхлопных труб вылетает безопасный углекислый газ и водяной пар. То, что на бензиновых моторах достигается сложнейшей системой впрыска и катализаторами, на метане получается без труда в силу физических характеристик топлива.
Обещать - не значит жениться?
Ещё в середине 2000-х в Оренбурге разрабатывались планы по полному переводу муниципального общественного транспорта на метан. Более того, предполагалось, что наш город станет в этом плане пилотным. В самом деле, где, как не в газовой столице России, под боком у крупнейшего в Восточной Европе газоперерабатывающего комплекса создавать "зелёный транспорт". Своего газа - миллиарды кубометров. В Орске есть свой завод по выпуску прекрасных углепластиковых баллонов и других компонентов для оснащения двигателей газовыми установками. "Обкатав" тему в Оренбурге, можно было внедрять её и в других городах. Для "Газпрома", которого зажимают санкциями за рубежом, это был бы огромный рынок сбыта своей продукции - сотни тысяч машин и автобусов на газе! Автомобилистам тоже сплошная экономия. Да и экологи не в накладе - воздух в городах стал бы намного чище без всяких ухищрений и драконовских мер.
Вот только радужные планы разбились о суровую реальность: машины природным газом надо где-то заправлять. А на весь Оренбург было только две метановые заправки - в Южном и на Загородном шоссе. Причём в Южном заправку семь лет назад закрыли, как не соответствующую современным нормам безопасности.
"Газпром", впрочем, обещал поддержку и строительство целой сети компрессорных метановых заправочных станций (АГНКС). В ближайшие годы должно было появиться минимум три таких - две в самом Оренбурге и одна - в области.
Осенью 2016 года губернатор Оренбуржья Юрий Берг и глава "Газпрома" Алексей Миллер провели обстоятельную встречу, где обсудили планы по развитию газификации региона и перспективам рынка газомоторного топлива до 2021 года. Планов было озвучено - громадьё. Юрий Берг рассказывал позже, что у нас появятся 1,5 тыс. единиц автобусов и коммунальной автотехники на метане. Газ будут использовать и на полях в сельхозмашинах (технически такая возможность есть). Область должна закупить 1,1 тыс. единиц сельскохозяйственной техники, работающей на метане, и плюсом переоборудовать 1,2 тыс. автобусов и 800 машин.
Понятно, что всю эту стальную армию на единственной городской заправке не "накормишь". Алексей Миллер обещал не только инвестировать в сеть стационарных метановых заправок в Оренбуржье, но и использовать передвижные газовые танкеры для заправки метаном сельхозтехники непосредственно в полях - кстати, тоже был бы пилотный проект, уникальный для России.
Вот только по факту на середину мая 2018-го не только ни одной новой метановой заправки не построено, но даже и работ нигде не начато. Все совместные планы газового гиганта и областного правительства так и не вышли за рамки рукопожатий перед камерами и бумажных набросков. Причём никаких объяснений ни от одной из сторон не было: о проекте забыли - или сделали вид, что забыли.
Попытка номер два.
Теперь построить АГНКС в Оренбурге пообещала новая организация, никак с "Газпромом" не связанная - "РН Газотопливная компания". Созданная в 2016 году "дочка" Роснефти как раз и предназначена как заказчик и эксплуатант сети метановых автозаправочных станций в стране. Одним словом, если "национальное достояние" не хочет работать на этом рынке - найдутся и другие желающие.
Весьма оптимистичен и глава города Оренбурга Евгений Арапов:
— Мы с 2013 года начали постепенное переоборудование муниципального транспорта на газомоторное топливо и планируем продолжить эту работу. Также мы планируем перевести на этот вид топлива автомобили городских предприятий по благоустройству, комментирует он.
Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в 5 раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие – в 2 раза. Переоборудование легкового автомобиля будет стоить примерно 50-60 тысяч рублей, грузового транспорта и автобусов порядка 100-120 тысяч. Однако специалисты гарантируют, что такой переход окупиться примерно за четыре месяца.
Правда, сегодня в Оренбурге метан используется лишь на каждой шестой муниципальной машине. Но до конца 2018 планируется перевести на сжатый газ четверть всего автопарка.
Дело, конечно, благое - но что-то уж вся эта ситуация напоминает "дежа вю." Те же речи, те же обещания, те же рукопожатия перед камерами - только лица другие. Водители метановых автобусов, стоящие на жаре в очереди к единственной заправке, уже не верят обещаниям и комментируют происходящее с лёгким матерком - сколько их было, обещаний, за минувшие годы, да ещё на каком уровне! И где всё то, что напланировали?
Логично предположить и то, что газпромовские планы 2016 года сегодня, мягко говоря, стали неактуальными. Во первых, заканчивается уже 1 полугодие 2018 года, до отчётного 2021-го осталось всего ничего, а воз и ныне там.
И во-вторых - уж коли "Роснефть" берётся за строительство в нашем регионе, то наверняка просчитывала возможных конкурентов (точнее, их отсутствие).
Теперь осталось только дождаться открытия новой заправки. А с этим, повторимся, могут быть большие проблемы. Ведь до сих пор, несмотря на клятвенные заверения властей о развитии, число АГНКС в области только уменьшалось.
Такая вот парадоксальная "газификация транспорта по-оренбургски".