Posted 4 мая 2018,, 08:43
Published 4 мая 2018,, 08:43
Modified 17 октября 2022,, 16:09
Updated 17 октября 2022,, 16:09
С 1 января 2019 года в России вступает в действие новое постановление правительства, которое обязывает производителей проводить спецмаркировку товаров из 10 товарных групп, сообщают "Новые Известия".
Маркировке подлежат:
На каждый товар производитель должен нанести специальный цифровой код (наподобие хорошо известного нам QR-кода); в нем будут зашифрованы данные, где и когда произведён товар. Информация эта, а также данные о перемещении продукции будут поступать в единую государственную базу данных. И продавец "на выходе" тоже должен "пропикать" сканером этот код, отчитавшись таким образом о продаже.
Система очень напоминает нынешнюю схему реализации алкогольной продукции: покупая спиртное, вы наверняка обращали внимание, что продавец сначала сканирует товарный штрихкод (он нужен магазину для учёта товара), а затем - QR-код с акцизной марки. Аналогичное действо в следующем году будут совершать и над вышеуказанным товарным ассортиментом.
Удар по контрафакту - и кошельку
В Правительстве РФ уверены: спецмаркировка позволит развернуть широким фронтом борьбу с контрафактом. Выбор табака, авторезины и белья не случаен: именно эти группы товаров в России подделывают чаще всего. В частности, огромное беспокойство у крупных "тряпично-обувных" брендов вызывает бурное развитие магазинов-дискаунтеров, где по низким ценам можно приобрести текстильный товар родом из Китая и республик Средней Азии. Не обошла стороной мода на такие магазины и Оренбург.
Нововведения в следующем году нанесут двойной удар по таким торговым организациям. Во-первых, нужно будет купить и установить соответствующие программно-аппаратные комплексы, то есть штрих-сканеры для считывания спецкода. Сколько они будут стоить - пока непонятно, но по аналогии с алкогольной системой ЕГАИС вряд ли меньше 80 - 100 тысяч рублей на одну кассу.
Второй удар - это, собственно, сам спецкод: на блузку, сшитую в подвале портными-нелегалами из китайской вискозы, понятно, никакой маркировки не нанесено. А значит - она контрафактная и подлежит уничтожению (наверное, раздавят бульдозером вместе с польскими яблоками).
Оренбургские предприниматели, работающие на рынке текстиля, уже в панике:
- Я ещё кредиты не отдала за установку интернет-касс, а тут новый побор, пуще прежнего! - возмущается частный предприниматель, владеющая несколькими точками по продаже одежды и обуви на рынке "Локомотив" Наталья Спиридонова. -
Неужели там, в Москве, не понимают, что народ обнищал вконец, что не от хорошей жизни магазины и ларьки с азиатскими тряпками растут как грибы после дождя?
Вот зарабатывал бы оренбуржец 60 - 70 тысяч, разве не стал бы он покупать брендированный товар подороже? Но ведь в реальности сегодня люди за копейки работают, 15 - 18 тысяч в месяц, получи, распишись - и ни в чём себе не отказывай!
Наталья не скрывает: если введут жёсткие санкции за несоблюдение правил торговли и будут штрафовать за контрафакт, 70% розничных продавцов одежды и обуви просто закроются.
- Все прекрасно понимают, что фирменные кроссовки New Balance стоят 10 тысяч рублей, а в дискаунтере под этой маркой за 700 рублей продаётся подделка, - говорит она. - Это не обман покупателя - это его осознанный выбор! Так неужели там, наверху, думают, что, налепив код, они тем самым откроют глаза людям? И кстати, те, кто покупает одежду в фирменных магазинах и бутиках, тоже рано радуются. Уверяю, что предприниматели и там не дураки - и они свои расходы по установке сканеров переложат на покупателей. Так же, как и производители брендов.
Миллиарды из воздуха
Ещё один интересный нюанс: обслуживать всю систему контроля за движением товаров в России будет ООО «Оператор-ЦРПТ» - «дочка» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Центр развития перспективных технологий зарегистрирован не так давно – 1 июня 2017 года и располагается по адресу: Рублевское шоссе, 28. При этом уставной капитал минимального размера вносили в общество, согласно данным Федеральной налоговой службы, сразу три участника: общество с ограниченной ответственностью «Элвис-плюс групп» (25%), акционерное общество «Петер-Сервис» (50%) и акционерное общество «Концерн «Автоматика» (25%).
По утверждениям источников издания The Bell, перечисленные организации контролируются структурами миллиардера Алишера Усманова, госкорпорацией «Ростех» и венчурным инвестором Александром Галицким.
В чем интерес компании обслуживать государственные нужды? Для функционирования Единого каталога товаров, по оценкам самих представителей ЦРПЦ, потребуется установка программного обеспечения и оборудования на производстве.
По предварительным данным, расходы могут составить до 3 млрд рублей на одну категорию товаров. Соответственно – до 30 млрд рублей на 10 категорий.
Плюс - кроме этого, рассматривается возможность введения платы за услугу прослеживаемости каждой единицы товара в размере около 0,5 рубля.
Фактически на пустом месте формируется огромный рынок с оборотом в половину годового бюджета Оренбургской области! И эти деньги будут потрачены только на то, чтобы узнать, на какой фабрике сшиты ваши трусы и рубашки, через какие склады они прошли и где были вам проданы!
Но хуже всего, что в условиях серьёзнейшего экономического кризиса и глубокого падения доходов населения людей просто оставляют без доступной по цене одежды и обуви. И в этой связи старая шутка из КВН о купленных в ипотеку кроссовках уже совсем не кажется смешной.