Posted 16 марта 2018, 08:51
Published 16 марта 2018, 08:51
Modified 17 октября 2022, 16:07
Updated 17 октября 2022, 16:07
При этом собственное производство энергии за минувший год составило менее 16 миллиардов кВт*ч — или 70% от необходимого для нормального функционирования региона. Всего за год в рейтинге энергодефицитных регионов область просела на пять пунктов — сегодня мы на 58 месте из 74 — такие данные приводит РИА «Рейтинг».
Всё хорошо. Падаем.
Справедливости ради нужно отметить, что падение собственного производства электроэнергии в Оренбуржье началось не вчера. По данным Оренстата, сокращение генерации началось в 90-е, и за 10 «лихих» лет обвалилось на треть.
Если в 1990 году все электростанции региона произвели более 23 миллиардов кВт*ч, то к 2002 году этот показатель упал до 15 млрд.
При этом потребление электричества оставалось примерное на одном уровне — порядка 14-15 млрд. кВт*ч каждый год.
Небольшое восстановление как производства, так и расхода энергии отмечалось в 2006–2011 годах (с кратковременным провалом в 2009). Но с 2012 года показатели опять ушли в минус. Особенно заметно это на примере генерации крупнейшего энергообъекта региона — Ириклинской ГРЭС. Это самая мощная станция Оренбуржья, способная выдавать в пике до 2500 мегаватт (для сравнения — Сакмарская ТЭЦ в Оренбурге имеет пиковую мощность в 450 мегаватт). Однако сегодня мощности Ириклы не задействованы в полной мере, часть турбоагрегатов и генераторов просто выключены.
На западе нету, а на востоке не нужно.
Ситуация выглядит на первый взгляд парадоксально: область покупает энергию на 13 миллиардов рублей из-за пределов региона, но при этом собственные станции стоят недозагруженные. Однако не всё так просто:
— Ириклинская ГРЭС изначально строилась под нужды промышленного востока области. Но сегодня заводы частично встали, частично работают вполсилы. Энергомощности оказались невостребованы,объясняет кандидат технических наук Андрей Кириленко.
А вот на нефтедобывающем западе и в густонаселённом центре возник энергодефицит. За те же 27 лет с 1990 года произошёл огромный рост энергопотребления в домохозяйствах: со 120 кВт*ч до 400 кВт*ч в месяц на семью — почти в 4 раза!
Таким образом, если в советское время главным потребителем были заводы Орска и Новотроицка, то сегодня за пальму первенства борются уже жилые дома и кварталы.
— Сегодня появились микроволновые печи, кондиционеры, индукционные плиты и электродуховки. Вообще количество электроприборов в доме по сравнению с 90-ми годами выросло на порядок! — комментирует эксперт.
Но при этом генерирующая структура осталась фактически прежней, советской. Отсюда и парадокс: на востоке области энергомощностей много, но они никому не нужны. А центр и запад наоборот, наращивают потребление, но подпитать их неоткуда, и они вынуждены закупать киловатты у соседей — преимущественно у Саратова с его мощной Балаковской АЭС — через Самару.
Неласковые сети.
Самое интересное, что по статистическим данным Оренбуржье считается энергоизбыточным регионом, и у многих экспертов, опрошенных нашим изданием, данные РИА «Рейтинг» вызвали недоумение.
— Возможность производить энергию — это только половина дела. Не менее важно ещё и доставить её до потребителя. Что толку, что у вас в голой степи есть огромная электростанция, если она никуда не подключена?объясняет Кириленко.
Ситуация же в области такова, что она де-факто ещё в советское оказалась энергетически «разорвана». Кстати, этот фактор во многом повлиял и на логистику: достаточно посмотреть на железнодорожное сообщение с соседними регионами. Ж/Д ветка на восток Оренбург — Карталы — электрифицирована, в то время как на запад, до самарской Кинели энергоинфраструктуры нет. Проекты электрификации железнодорожных путей возникали много раз, но упирались в деньги и отсутствие источника мощности: тяжёлый электровоз, который тянет состав весом в 12 тысяч тонн, от пары солнечных панелей не запитаешь…
Логично напрашивается мысль о строительстве энергомоста, который бы давал переток избытка мощностей с востока на запад. Такие проекты есть и уже реализуются: в частности Федеральная электросетевая компания два года ведёт строительство такой линии электропередач на 220 киловольт и трансформаторной силовой инфраструктуры к ней. Однако и здесь всё не так просто. 99% электроэнергии в Оренбуржье вырабатывается за счёт сжигания газа, на тепловых станциях. А это — довольно дорогое удовольствие. Прибавьте сюда потери тока в сетях (они могут достигать 20%) — и получим на выходе не очень приглядную картину.
Ириклинская ГРЭС хороша именно для промышленных потребителей, расположенных рядом. В этом случае стоимость киловатт*часа с передачей по короткому плечу невысокая, а при больших объёмах потери минимальны. Но сегодня на востоке потребителей, способных полностью загрузить ГРЭС, нет.
Можно продавать энергию в соседний промышленный Челябинск, там ежегодный дефицит тока вдвое больше оренбургского, 9 млрд. киловатт*часов. Но у «сурового города» под боком — Свердловская область с мощной генерацией (+12 млрд. кВт*часов в год), Белоярской атомной станцией и очень развитым энергоузлом. Оренбуржцам с ними конкурировать будет сложно.
Вот и получается, что при обилии собственной генерации наш регион остаётся нетто-покупателем энергии. И последние годы ситуация ухудшается.
С другой стороны, есть и позитивный момент. Рост энергопотребления, отмеченный за последние четыре года, говорит об оживлении экономики. Раз потребовалось больше электричества, значит, заработали предприятия, увеличилось число активных домохозяйств. Например, на самом дне рейтинга РИА «лежит» Москва и Московская область, но эти регионы упрекнуть в бедности можно едва ли.
Вот только здесь главное не упустить момент, когда дорогая электроэнергия «извне» станет тормозом в развитии региона. Ведь рынок диктует свои правила, а прежние, доставшиеся в наследство ещё со времён СССР энергосхемы в них не очень-то и вписываются.