Posted 17 сентября 2017, 09:02
Published 17 сентября 2017, 09:02
Modified 17 октября 2022, 15:57
Updated 17 октября 2022, 15:57
Две войны, четыре образования
В ноябре 1917-го Александру Ильичу Дутову было 38 лет. К тому времени он уже прошел две войны: японскую и германскую, получил ранение. Командовал Оренбургским казачьим полком. В марте 1917-го был направлен от полка в Петроград на съезд казачества, где был избран председателем Временного совета Союза казачьих войск России. Присягнул на верность Временному правительству. Кадровый офицер в нескольких поколениях, Дутов был сыном генерал-майора и внуком войскового старшины Оренбургского казачьего войска. Имел блестящее образование и солидный фронтовой опыт, приобретенный в двух войнах. Дутов окончил Неплюевский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище. После чего служил в первом Оренбургском казачьем полку в Харькове, где заведовал конно-саперной командой, выполняя при этом обязанности полкового библиотекаря и члена офицерского общества заемного капитала. Будущий атаман окончил так же саперную офицерскую школу, прослушал в Технологическом институте курс лекций по электротехнике и изучил телеграфное дело. Продолжая служить в Харькове, Дутов экстерном сдал экзамены за весь курс Николаевского инженерного училища. В 1904 году стал слушателем Академии Генерального штаба. Но окончил ее уже по возвращении с русско-японской войны.
Счастье провинциала
В Оренбург из Харькова Александр Дутов перевелся в самом начале 1908 года. До первой мировой был преподавателем и инспектором казачьего юнкерского училища. Считался образцом дисциплины, никогда не опаздывая и не уходя раньше времени. Юнкера любили его за интересные лекции и справедливое отношение ко всем без исключения. Эти годы жизни в родном Оренбурге сам Александр Ильич считал самыми счастливыми.
В свой город из Санкт-Петербурга, российской столицы, он привёз молодую жену, дворянку Ольгу Петровскую. В их форштадтском доме звенели голоса их четверых дочерей и самого младшего долгожданного сына. Работа преподавателем в казачьем юнкерском училище тогда считалась службой. За неё шла выслуга лет и очередные звания. Кроме того, Дутов работал в архивной комиссии. Увлекался историей. Собирал документальные свидетельства приезда Пушкина в Оренбург.
Но в 1912-13 году он на год «для приобретения годового ценза командования сотней» был командирован в 1-й казачий полк, расквартированный в Харькове. Так что преподавание пришлось ненадолго прервать. Служба есть служба.
Вихри враждебные.
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Дутов всё так же продолжал преподавать в казачьем юнкерском. Его никак не хотели отпускать на фронт. В марте 1916 года после многократных обращений к руководству тот всё-таки добился своего назначения в действующую армию, на Юго-Западный фронт. Сформированный им стрелковый дивизион отличился в боях у Прута. Возле деревни Паничи в Румынии Александр Ильич был контужен. В этих боях он дважды получал ранения, второй раз тяжёлое. Однако уже через два месяца вновь командовал первым Оренбургским казачьим полком. Быть может, он так бы и оставался обыкновенным казачьим офицером, если бы не февральская революция. В марте 1917-го Дутов был направлен от своего полка в Петроград делегатом общероссийского казачьего съезда. А уже на нём избран в руководство Союза казачьих войск.
Но политическая жизнь в 1917 году в Петрограде была слишком бурной. В конце августа Дутов поддержал выступление Корнилова, защищал штаб Деникина. После подавления корниловского выступления вместе с полком ушел в Оренбургское войско. Фактически – был вызван в Оренбург на Чрезвычайный войсковой круг, который собрался 20 сентября. И там 1 октября был избран председателем войскового правительства и войсковым атаманом.
Как оказалось позже - последним атаманом Оренбургского казачества.