Posted 29 июня 2011, 09:10
Published 29 июня 2011, 09:10
Modified 11 ноября 2022, 16:50
Updated 11 ноября 2022, 16:50
С 1 сентября таксисты не смогут работать без разрешения администрации – вступят в силу поправки в закон «О такси». Придется переделать бизнес план для малого бизнеса. Как это отразится на тех, кто занимается частным извозом, и на самих потребителях услуг – разбирался корреспондент «ОВ».
К хорошему привыкаешь быстро. Отдать 50 рублей за то, чтобы быстро и с комфортом добраться до места назначения, – не так уж и накладно. А если едете компанией, то получается не дороже, чем на маршрутке. Удобства очевидны.
Очевидна и выгода для тех, кто занимается извозом – в Орске, где средняя зарплата на заводах едва-едва дотягивает до 10 тысяч, подобная подработка оказывается весьма кстати.
Как стать легальным?
С 1 сентября для того чтобы быть легальным таксистом, необходимо оформиться как юридическое лицо или стать индивидуальным предпринимателем, и только после этого можно получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа в легковом такси. Причем разрешение выдается не на водителя, а на автомобиль.
Далее. Лицензию в регионах будут выдавать уполномоченные органы исполнительной власти, и действовать она будет только в том субъекте, где выдана – то есть ни в соседний Казахстан, ни в Башкирию поехать на такси клиент уже не сможет.
Чтобы получить документ, необходимо написать заявление. В нем нужно указать реквизиты предпринимателя или фирмы и сведения о машинах, которые будут использоваться в качестве такси (марка, госномер). При этом заявитель должен быть владельцем транспортного средства или работать на условиях лизинга – аренда авто не предусматривается.
После заявка отправится на рассмотрение, сроки которого пока не утверждены, впрочем, как и стоимость самого разрешения. Предполагается, что исполнительные органы государственной власти в регионах определятся по этим вопросам самостоятельно. Самостоятельно они определят и количество разрешений, выдаваемых на этот вид деятельности. Решат чиновники, что городу вполне достаточно одного таксопарка, –таксисты останутся без работы. Соответственно, подорожает и проезд.
Затем всех зарегистрированных таксистов внесут в реестр, его опубликуют на официальном сайте органа власти, который выдает разрешения, или на официальном сайте региона.
Кроме того:
– такси должно проходить государственный техосмотр каждые шесть месяцев;
– на кузове (боковых поверхностях кузова) автомобиля должны быть изображены традиционные «шашечки» – цветографическая схема;
– кузов всех такси должен быть выкрашен в единой цветовой гамме (так же по желанию региональных чиновников);
– на крыше такси должен быть установлен опознавательный фонарь оранжевого цвета;
– автомобиль должен быть оборудован таксометром;
– в салоне должна находиться лицензия, которая предъявляется по первому требованию пассажира или сотрудника ГИБДД;
– пассажиру должны выдаваться чек и квитанция.
Кстати, к водителям также предъявляются обязательные требования. Сесть за руль может человек с водительским стажем не менее трех лет. Последнее должно быть подтверждено документально, к примеру, прописано в трудовой книжке (добрая половина наших «извозчиков» работает без нее), либо с общим водительским стажем не менее пяти лет.
Поштрафуем?
Поправки в закон предусматривают штрафы за несоблюдение норм. Отсутствие «шашечек» на борту такси облагается штрафом для водителя – 3 тысячи рублей, для должностного лица – 10 тысяч рублей, для юридического лица – 50 тысяч рублей.
Водитель, который перевозит пассажиров и не имеет при себе соответствующего разрешения, выложит 5 тысяч рублей. Таксисты-нелегалы поплатятся и за незаконное размещение опознавательного фонаря на крыше своего авто и нанесение цветографической схемы – по 5 тысяч рублей за каждое нарушение.
Если в салоне нет обязательной информации о тарифах, наименовании и контактах перевозчика, фамилии водителя, а также наименовании и контактах органа, который контролирует перевозки пассажиров и багажа, водитель заплатит штраф в размере 1 тысячи рублей, должностное лицо – 10 тысяч рублей, юридическое лицо – 30 тысяч рублей. Те же расценки действуют при невыдаче пассажиру чека или квитанции.
Заработок и без того не слишком велик, и большая часть таксует не от хорошей жизни, а тут еще дополнительные расходы.
Машину – на прикол
Сейчас в городе насчитывается более 30 диспетчерских служб и два крупных таксопарка, а это более 1500 машин, на которых зарабатывают на хлеб насущный порядка 3000 человек. Не менее 500 автомобилей не связаны с диспетчерскими службами и работают на так называемых «пятаках», солбирают клиентов «от бордюра» или работают на постоянных клиентах.
Понятно, что большинство водителей, занимающихся частным извозом, относятся к новому закону недобро:
– Я смену заканчиваю – и за баранку, а как иначе выживать, – возмущается Олег, таксист с 6-летним стажем. – У меня семья: жена и двое детей, разве я их прокормлю на восемь тысяч, которые получаю на заводе?! Создается впечатление, что наше государство малый бизнес совсем хочет уничтожить. Вместо помощи – сплошные палки в колеса! Денег на установку таксометра у меня нет, перекрашивать автомобиль в желтый цвет – тоже не маленькая копеечка, да еще и техосмотр пройди два раза в год – сами знаете, что это такое. Кто пытается хоть как-то самостоятельно решать свои денежные проблемы, немедленно становятся дойной коровой.
– У нас как в такси-то попадают? – негодует Николай, собственник двух автомобилей, на одном из которых работает сам, а другой сдает в аренду. – На заводе перестали платить или уменьшили зарплату, а человек не хочет уходить из профессии и временно на 3-6 месяцев идет работать в такси. Теперь этой возможности не будет. Штрафы зверские!
– Да наплевать, – отвечает на мой вопрос Геннадий (за баранкой – более 20 лет). – Они там с жиру бесятся, а народ выгибаться должен. У меня вот внучка недавно родилась, дети квартиру в кредит взяли – я им помогаю. А в законе такие условия – можно сразу машину на прикол ставить: за двести рублей у нас никто не поедет, а дешевле не получится. Будем договариваться – всегда так делали, и ничего, ни один чиновник от денег еще не отказался.
А может, есть и плюсы?
– Здесь, несомненно, есть и плюсы, – говорит генеральный директор группы компаний «Вояж» Игорь Битнер. – У перевозчиков появится ответственность перед пассажирами: одно из условий поправок – страховка клиента. Еще один плюс – будет больше порядка на рынке этих услуг – сегодня совершенно непонятно, кто на чем ездит, когда машина проходила техобслуживание, а водитель – медосмотр. Но плюсы эти будут работать только в условиях честной конкуренции, когда таксисты начнут бороться за качество обслуживания. Нас эти требования не смущают. В штате есть и медработник, который проводит обязательный пред- и послерейсовый осмотр водителей, механики обслуживают автомобили и проверяют их состояние перед выездом, налоги мы платим регулярно. Вообще в городе только два официально зарегистрированных таксомоторных парка: это «Вояж» и «Дельфин». Все остальное – диспетчерские службы.
Малый бизнес не потянет
Председатель некоммерческого партнерства по управлению деятельности такси «Орск такси» Андрей Каминский плюсов в новых поправках не усматривает. У чиновников теперь появляются серьёзные рычаги давления на таксомоторный рынок, утверждает он, а это еще один повод для взяточничества, лоббирования интересов одних игроков рынка и задвигание других.
– Для выхода на рынок всем такси потребуется разрешение для работы, а правила должны установить местные власти, – разводит руками Андрей Николаевич. – Собственники служб такси обязательно должны зарегистрироваться как ИП – и только потом получить разрешение на работу. То есть вначале заплатить деньги за регистрацию, а если разрешение не дадут – за ликвидацию предприятия. К тому же на данный момент совершенно отсутствует любая официальная информация – мы не знаем, кто будет выдавать разрешения, сколько придется заплатить за него, кто будет проверять деятельность такси… Напрягает и квотирование – крупные предприятия выкупят все разрешения, а мелкие предприниматели останутся за бортом. Машина должна быть обязательно в собственности, со всеми подтверждающими документами – ну почему нельзя ездить по договору аренды? Кроме того, от нас требуют внесения личных данных в реестр, который будет размещен на официальном сайте. Получается, что номер моего паспорта, домашний адрес и прочая личная информация окажутся в открытом доступе без моего согласия. Мы возражаем и по поводу нанесения на машину любых опознавательных знаков, кроме съемного желтого фонаря на крыше. Допустим, поехал я на личном автомобиле в другой регион – Башкирию, Челябинск, мало ли куда – потом мне придется любому гаишнику долго доказывать, что я в данный момент частным извозом не занимаюсь (разрешение-то дается только на деятельность в одном регионе). За нарушение – гигантский штраф. А покраска кузова такси в один цвет? За это нужно выложить около 50 тысяч. Еще один вопрос – таксометры. Их обязательное наличие сравнимо с появлением кассовых аппаратов в киосках в начале 2000-х – процесс долгий, болезненный и в итоге никому не нужный. Но заплатить за него мы должны около 15 тысяч. Между тем в каждой машине у нас размещена информация о стоимости проезда, а при необходимости водитель выпишет бланк строгой отчетности, который законно заменяет чек. Каждый из перечисленных мною пунктов неминуемо ведет к удорожанию услуг по перевозке. Говорить об интересах малого бизнеса и вовсе не приходится – их просто проигнорировали. Сегодня порядка 70 процентов таксистов – частники на своих авто. Разве им по карману эти нововведения?! Собственно, весь этот перечень мы изложили в официальном письме для горадминистрации. Будем ждать ответа.
Вам «шашечки» или ехать?
Кто будет выдавать разрешения и контролировать их выполнение? Сколько стоит разрешение и надо ли перекрашивать машины в один цвет? Эти вопросы мы задали начальнику орского отдела транспорта и связи Александру Васильеву.
– Форма, содержание, стоимость разрешения, цветовая гамма автомобилей и прочее находится в ведении высшего исполнительного органа государственной власти региона, – сообщил Александр Иванович. – В области создана рабочая группа, которая занимается разработкой и регламентированием всех новшеств. Мы вошли в эту группу и создали подобную у себя. На данный момент всё находится в разработке, и закон по Оренбургской области еще не принят. Понимаем, что времени остается очень мало, но озвучить пока ничего не могу.
Похоже, что при принятии закона действительно в первую очередь думали о Москве и других крупных городах, где власти давно мечтают упорядочить таксистов и выдавить мелких извозчиков из этой сферы. И, как обычно, забыли о том, что «в деревне тоже живут люди». Установка таксометра может закончиться для них потерей пассажиров ввиду повышения цены. Не говоря уже о других требованиях нового закона. При этом нелегалов с таким законом только прибавится. Проще всего не выполнять драконовские нормы, а снять желтый фонарь с крыши, установить цену в полтора раза ниже и искать клиентов втихомолку. Всех не переловят. При этом официальное такси будет не по карману, а «дикие» таксисты и вовсе не будут ни за что отвечать.
Что ж, поживем – увидим.
Ольга Агафонова