Posted 27 марта 2021, 10:28
Published 27 марта 2021, 10:28
Modified 17 октября 2022, 17:25
Updated 17 октября 2022, 17:25
Александр Фёдоров — театральный режиссер, актер, ведущий массовых мероприятий. Выпускник Оренбургского Государственного Института им. Л. и М. Ростроповичей и Театрального Института им. Б. Щукина. Выступил режиссером десяти театральных постановок в Оренбургском Драматическом театре им. М. Горького. Самые популярные из них — «Боинг-Боинг», «Лодочник», «Таланты и поклонники» и премьера этого года — «Удивительное путешествие Эдварда».
— Словосочетание «провинциальный театр» — не совсем корректное, но если всё-таки говорить о театральной сфере Оренбурга и Оренбургской области, то каково сейчас её состояние?
— Знаете, в наше время всё настолько перемешалось в театральной жизни, что понятие «провинциальный театр» попросту перестало существовать. Если и есть какие-то отличия от театров больших городов, то только на уровне финансирования. В плане уровня постановок отличий практически нет.
Что касается состояния театральной сферы конкретно в Оренбурге, то в целом дело обстоит неплохо. Пандемия, конечно, нанесла серьёзнейший удар, из-за ограничений мы, как и многие работники культуры, полгода не работали, и соответственно, потерпели большие убытки. Как только постепенно стали снимать ограничения, мы возобновили работу с 50-% рассадки зрителей, потом перешли к 75%, и сейчас ситуация, слава Богу, обстоит намного лучше.
Театр ведь нужно поддерживать, чтобы он жил. Определенная часть кассовых сборов идет в фонд заработной платы артистов. Но платить нужно и остальным работникам театра. Конечно, мы получаем поддержку от государства, но пока неизвестно, будет ли она оказана при постановке следующих спектаклей.
— Насколько, по-вашему, сейчас популярен театр среди оренбуржцев?
— Возможно, далекие от театра люди придерживаются мнения, что в театр ходят только представители старшего поколения. Но это такой устоявшийся стереотип. В театр ходили, ходят, и, я уверен, будут ходить люди разных поколений: дети, молодежь, граждане среднего возраста, пожилые. Ведь всё зависит от интересов публики. На каждый спектакль найдется свой зритель.
Есть у нас постановки с полным sold-out (аншлаг — примеч. автора), например, постановка популярных пьес Э. МакКартена, С. Синклера и Ж. Коллара «Ladies Night» Это спектакль для женщин, и чаще всего зал заполнен зрительницами полностью. Также одним из популярных спектаклей является комедия «Боинг-Боинг» по пьесе французского драматурга Марка Камолетти. И таких спектаклей много, люди с большим интересом ходят на них. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что театр в Оренбурге пользуется большой популярностью.
Я специально не проводил исследований, но знаю, что примерно 5-10% зрителей — это любители театральных постановок, которые систематически посещают спектакли. Конечно, нужно проводить работу, чтобы привлекать как можно больше аудиторий в театр, но в целом ситуация позитивная.
— А какие спектакли наиболее интересны оренбуржцам?
— Всё зависит от того, какой зритель. Если зрителю хочется, к примеру, погрузиться в ностальгию, то он пойдет на «Любовь и голуби». Представительницам прекрасной половины человечества по душе придется выше упомянутый спектакль «Ladies Night». Школьникам и взрослым любителям русской классики захочется посмотреть «Капитанскую дочку». Кстати, её постановка идет в нашем театре с 1997 года, и все это время сохраняет свою актуальность и популярность. В общем, всё зависит от предпочтений зрителей. На каждый спектакль своя аудитория. Кому-то нравится постановка со смыслом, кому-то — более легкие произведения. Конечно, чаще всего люди идут на комедии. Но нужно понимать, что театр — это не только комедии, это также и серьезная драматургия. Если делать только комедийные вещи, никакого прогресса мы не увидим.
— Какую роль в обществе играет театр? Его функция направлена на саморазвитие или это больше все-таки развлечение?
— В первую очередь театр — это зрелище. В чем состоит искусство профессиональных режиссеров и драматургов? В том, чтобы приобщить зрителя к размышлению о судьбе героя, об истории страны, человечества и роли человека в этом мире.
Эти размышления заставляют нас как-то нравственно меняться. Театр — это приглашение в вечность, как бы пафосно ни звучала эта мысль. Под влиянием театра человек может незаметно для самого себя меняться. Но только при условии, если он готов к этому, если восприимчив к той мысли, которую хотел донести автор произведения и режиссер постановки. Конечно, у меня нет наивных представлений о том, что до спектакля человек был один, а после — вдруг все в нем перевернулось, и он изменился, хотя происходит и такое. Театр — это как посредник, мы своей работой как бы лавируем между мирами.
— Есть ли разница в уровне между столичными театрами и оренбургским? И стоит ли на эту разницу обращать внимание?
— Знаете, театральный мир сейчас настолько открыт, что не обращать на такие вещи внимания просто невозможно. Буквально недавно я прилетел из Санкт-Петербурга. Там я ходил на местные театральные постановки. Вообще, я использую любую возможность и посещаю спектакли во время поездок по другим городам. Я считаю, что настоящий театрал должен обязательно это делать. Не смотреть — попросту странно. Надо следить за тем, что происходит у других: что делают в других городах удачно, а что — не очень. Поэтому утверждать, что мы не зависим от театров в других регионах, и в частности, от столичных — сложно.
Само собой, мы здесь варимся в своей истории, но не обращать внимания на других нельзя. Это, конечно, не значит, что крупные театры мы непременно должны считать своими кумирами. Нужно смотреть, наблюдать, извлекать уроки — и делать что-то свое.
Единственное, пожалуй, большое отличие нашего театра от других — это уровень финансирования. К примеру, театр им. Вахтангова в Москве получает финансовую поддержку на порядок больше, что дает ему возможность показывать зрителям до 14 спектаклей в год на разных площадках. Там такие бюджеты, что нам и не снилось. В данном случае нам остается только завидовать. Конечно, финансовая поддержка оказывается и нашему театру, но уже на несколько ином уровне. В нашем случае мы продолжаем работать исходя из того бюджета, который есть. Я знаю много театров, которые даже при небольших финансах делают крутые постановки.
— С театром в Оренбурге ситуация более-менее ясна. А чем сейчас живет театральная сфера в Оренбургской области? Я имею в виду отдаленные населенные пункты.
— В области театров как таковых нет. Их заменяют дворцы культуры, в которых ставят любительские постановки, причем на достаточно хорошем уровне. Я бываю в разных городах и районах области и участвую в театральных областниках в составе жюри. Люди делают постановки и привозят их в Оренбург. А в пандемию проводились показы онлайн. Несмотря на то, что такие спектакли практически не финансируют, люди все равно стараются, творят, созидают.
Кстати сказать, я стоял у истоков создания семейных театров в Оренбургской области. Был организован благотворительный спектакль, и часть собранных средств была направлена на семейные театры. Суть такого формата в том, что в семейном театре участвуют члены семьи из разных поколений: например, бабушка, мама и внучка. Они сами готовятся, репетируют и выступают на сцене. В свое время это было целым культурным движением. Мы даже ездили с таким театром в Москву на фестивали и занимали там первые и вторые места. Одним из членов жюри был актер Дмитрий Певцов.
— То есть, уровень финансовой поддержки, который оказывается оренбургскому театру, оставляет желать лучшего?
— Понимаете, культура — это сфера, которая всегда была не на первом месте. Наш театр развивается, не стоит на месте. Но для более достойного уровня нужна соответствующая поддержка. Я всегда говорю: театр и культура в целом — это сфера одержимых фанатиков своего дела, это далеко не про деньги. Но обойтись без них, естественно, невозможно.
— Другими словами, человек, который идет работать в театр, в большей степени руководствуется идеей?
— Безусловно, зарабатывать деньги хотят все, и это нормально. Я не могу сказать, что все театралы, и оренбургские в том числе, — какие-то альтруисты, готовые бесплатно выступать на сцене. Просто когда человек идет работать в театр, он должен осознавать всю степень сложности театральной жизни. Когда студентом только появляешься в стенах театра — у тебя горят глаза: тебя очаровывает эта атмосфера, ощущения, состояние переполняющей эйфории. А позже все эти чувства проходят, и на смену им появляется более реалистичный взгляд на вещи. Те, кто не сворачивает с пути и остается в театре — это, безусловно, фанаты своего дела.
— А как обстоит дело с зарплатами в театре? Может ли рядовой работник театра обеспечить себе комфортную жизнь?
— Я думаю, комфортную жизнь себе обеспечить могут в основном бизнесмены. А театральные работники относятся к бюджетной сфере, и таких денег, чтобы можно было шиковать, они не получают. Но в то же время нельзя сказать, что они сводят концы с концами. Если взять, к примеру, актера, то у него есть фиксированный минимальный оклад. Помимо него артисту начисляются проценты, которые зависят от объема работы: сколько сыграл ролей, главные или второстепенные роли, в каком количестве спектаклей принимал участие и т. д. Чем больше ты отработал, тем, соответственно, и выше зарплата.
— Поступает ли критика в адрес оренбургского театра и конкретно в отношении ваших работ? Как вы к ней относитесь?
— К нам в Оренбург каждый год приезжают деятели культуры из столицы и смотрят наши спектакли. После этого они выносят вердикт. Я считаю, что критика имеет право на существование, но всегда должна быть конструктивной и исходить от профессионалов — людей, которые хорошо разбираются в теме. Просто сказать «мне не понравилось» — это уже не критика, а впечатление, но и оно имеет место быть. Я все же считаю, что нужно опираться в большей степени на знающих людей. А если говорить про Оренбург, то здесь есть журналисты, которые пишут о наших спектаклях, высказывая о них свое мнение. К критике отношусь спокойно, если она аргументирована. И совершенно нормально, если кому-то спектакли не понравились. Но иногда хочется, чтобы человек повторно пришел на спектакль и, возможно, увидел в нем то, что не смог разглядеть в первый раз. То есть, посмотрел на него более свежим взглядом. Ну, а если пришел второй раз и не зашло — значит, не судьба, и к этому я тоже отношусь нормально.
— Чем вы руководствуетесь при выборе произведения для постановки?
— В первую очередь это должно меня зацепить. Мы все живем в одном и том же социуме, где есть примерно одинаковые проблемы. И я стараюсь показать их в своих спектаклях. Темы, затрагиваемые в постановках, должны быть актуальными и социально значимыми. Кроме того, эта тема должна меня взбудоражить. И очень хочется, чтобы подобную реакцию спектакль вызывал и у зрителей.
— То есть, перед постановкой вы придерживаетесь позиции «Понравится — не понравится»?
— Постановка любого произведения — это зачастую немалый риск. Ведь в своих постановках я стараюсь добавить личный взгляд на историю, привнести что-то новое, при этом не отходя от основной задумки. Взять, например, мой новый спектакль «Удивительные путешествия Эдварда». Это ведь детская сказка, но я преподнес историю так, что смотреть её могут и дети, и взрослые. И здесь, я считаю, риск был оправданным, потому что зритель отреагировал положительно.
В спектакле должна происходить химия между зрителем и артистами. Если она возникла — очень здорово. Необязательно считывать всё, что стремился сказать режиссер. Самое главное — твое личное восприятие. Если тебя торкнуло, родились какие-то мысли, ассоциации, чувства — это дорогого стоит.
Мне особенно приятно, что на показе спектакля «Удивительное путешествие Эдварда» присутствовали как взрослые, так и дети. Каждый из них понял историю по-своему, и это здорово. Например, у родителей сложилось одно впечатление, а дети поняли сказку в разрезе собственного восприятия. Конечно, я не исключаю, что спектакль кому-то не пришелся по душе, но и к этому тоже нужно относиться с пониманием.