Риск без контракта. Почему гибнут на съёмках российские каскадёры?

Риск без контракта. Почему гибнут на съёмках российские каскадёры?
Интервью

14 сентября 2017, 11:32
Photo: Кадр из фильма "И это всё Роберт" / Новые Известия
Несколько дней назад в Уфе на съемках фильма "И это всё Роберт" сломал позвоночник Петр Акимов - каскадер во втором поколении. До этого ЧП погибли три его товарища по профессии. И это - не случайно, уверен Президент Международной академии трюка Николай СЫСОЕВ.

Николай Сысоев – профессиональный каскадер. На его счету - 331 картина. Дублировал звёзд кино в картинах «Человек с бульвара Капуцинов», «Афганский излом», «Хрусталев, машину». Работал в Голливуде на съёмках фильма «В империи орлов». Он - президент Международной академии трюка, мастер спорта по дзюдо, автор двух литературных бестселлеров - "Настольная книга каскадера" и "Каскадерские байки". Об интервью Сысоев попросил сам, - считает, что молчать о проблемах опасной профессии уже нельзя.

- Николай Павлович, почему в последнее время все чаще гибнут каскадеры?

- Каждая ошибка на съёмках фильма имеет свою фамилию, имя и отчество. В Союзе кинематографистов сегодня много разных гильдий - операторов, режиссеров и т.д. Но ни одна из них не выдаёт разрешения на работу. Гильдии существуют для защиты трудовых и творческих прав своих сотрудников. Иное дело - Гильдия каскадеров, которая с легкостью необыкновенной выдаёт разрешения на работу совершенно случайным людям. В руководстве этой гильдии есть персоны, которые имеют личный опыт в 2-3 трюка. И ни у кого нет специального образования, а у некоторых за плечами - только 8 классов средней школы!

- А что, постановщику трюков так уж необходим диплом магистра?

- Это может быть диплом Института физкультуры, циркового училища. А если трюкач еще и мастер спорта - это вообще пять с плюсом. Именно такие каскадеры и ставили самые сложные трюки. Кстати, в 90-е годы снималось в год около 150 картин. Трюки выполняли всего 25 каскадеров, еще примерно 20 человек занимались их страховкой.

Сегодня в стране снимается более 400 картин (большей частью это телесериалы), а каскадерами себя называют сотни человек, потому что купить "корочки" можно за 80 тысяч рублей. Этот факт мне хорошо известен.

Между тем раньше для отбора каскадёров на фильм со сложными трюками работала специальная комиссия. В составе жюри были такие асы, как заслуженный тренер РФ, заслуженный работник физической культуры Михаил Бобров, заслуженный тренер РФ Александр Массарский. И что же? Вот некоторое время тому назад решили провести очередной конкурс среди 54 постановщиков трюков... И только шесть из них прошли все испытания и тесты. Остальные не смогли справиться с таким простым упражнением, как подъем переворотом.

- А как заслужить норматив мастера спорта?

- Для этого необходимо примерно 10 лет усиленных тренировок... Хотя все эти нормативы, по моим многолетним наблюдениям, выполняет обычно один человек из 3 тысяч претендентов. Звание "Мастер спорта" даётся на всю жизнь, а вот разряд "Кандидат в мастера спорта" необходимо подтверждать ежегодно.

Аттестацию постановщиков трюков должна проводить государственная организация, но сегодня постановщики трюков делают себе аттестацию сами! При этом многие не наблюдаются в спортивных диспансерах, не проходят ОФП - общую физическую подготовку, которая должна включать 30 разных (сложных) упражнений, как-то - сальто, фляк, прыжки в длину, силовые упражнения, плавание, прыжки с вышки в бассейне... Вспоминаю, как мы все это делали. И обязательно надо было тремя способами сдать шесть видов трюков. По всей видимости, это задача Министерства культуры РФ - вернуться к прежним нормативам для постановщиков трюков в кино, чтобы не было жертв на съёмочных площадках. А пока эти жертвы продолжают прибывать.

- Отдельный вопрос про технические возможности вчера и сегодня. Они достаточны?

- 20 лет назад в кино особых технических возможностей не было. Сегодня иначе. Вот и уровень автотрюков сразу поднялся. Я помню, что раньше нам не разрешалось мять автомобили. Это считалось расточительством. А сегодня машины бьют как душе угодно. Так что по большому счету тут грех жаловаться.

- Николай Павлович, вас за глаза называют «Коля - Львиное Сердце». Почему?

- Один из моих трюков поразил самых крутых специалистов: дело было в Петербурге. Я прыгал с крыши автобуса, который двигался по Троицкому мосту, в Неву. Честное слово, обошлось без единой царапины. А в картине «Шестой» у меня было 26 подсечек в день. Был ли страх? Нет, только мандраж здоровый. И за столько лет работы в кино у меня не было ни одной значительной травмы.

Но такое везение бывает не всегда. В начале 90-х снималась картина «Ричард Львиное Сердце», режиссер – Евгений Герасимов. Нужно было сделать простейшую вещь. Я еду галопом на лошади, на сгибе одной руки повод, оборачиваюсь и стреляю из лука. Я повернулся и выстрелил из лука, но лошадь вдруг споткнулась и стала переворачиваться через голову. Это бывает чрезвычайно редко, обычно лошадь при падении ложится набок. И пока я разворачивался, то упал головой вниз. А лошадь через меня перекатилась. Потерял сознание. Но вскоре пришёл в себя. Начал задыхаться. Позвонки были смещены, и каждое движение вызывало жуткую боль. Наш дом находился на берегу моря. Я попросил: «Ребята, отнесите меня в воду». Проплыл 100 метров, потом ещё долго стоял в воде. На следующий день меня снова положили в море. Я проплыл 200 метров. И так день за днём. Сам поставил себя на ноги...

- А самые сложные трюки связаны с огнем?

- Раньше было действительно так. Огня боялись. Сегодня по нашему проекту на комбинате «Химволокно» в Петербурге запущена специальная линия по изготовлению нити для огнеупорных спецкостюмов из пировитекса. Это замечательное изобретение. Оно и хранит каскадеров от огня. Из пировитекса начали изготавливать костюмы и для пожарных, спецназовцев и космонавтов.

- Каковы были ваши самые сложные трюки в кино.

- Это перекат под колесами поезда в фильме «Груз без маркировки», подсечка с двумя лошадьми в ленте «Забудьте слово «смерть». И конечно же, драки в картине «Человек с бульвара Капуцинов» с Андреем Мироновым и Александрой Яковлевой в главных ролях. Эту картину снимали в Коктебеле и Феодосии. Я отвечал за весь мордобой в "ковбойском" городе. Работать на картине было безумно интересно.

Трюки в этом фильме головокружительные. А Николай Караченцов выполнял их сам. Актер не прибегал к помощи дублера даже после того, как сломал палец на ноге. Специально для съемок ковбойских потасовок в Петербурге заказывали особую травмобезопасную смолу, из которой отлили бутылки и стекла для окон. Эти "стекла" при ударе разлетались вдребезги. Но пораниться ими было невозможно.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter