Оренбургский троллейбус: от первого депо - до конечной остановки

Оренбургский троллейбус: от первого депо - до конечной остановки
Карточки

31 августа, 16:55
Photo: transphoto.ru
Электротранспорт города Оренбурга отмечает сегодня знаковую дату. Ровно семь лет назад, 31 августа 2010 года в городе после многолетнего забвения появился шестой - и последний на сегодня - действующий маршрут.
По сути, та контактная и маршрутная сеть городского электротранспорта 2010 года - финальная точка в развитии оренбургского троллейбуса. Едва ли мы увидим ещё новые маршруты: электротранспорт в нынешнем его виде оказывается неконкурентоспособным, и многие города уже отказались от своего троллейбуса. Отправились на слом рогатые машины в Благовещенске, две недели назад последних своих пассажиров высадил на конечной остановке электротранспорт Липецка, отключена нагрузка на провода в Кургане, последние месяцы "рогатые" докатывают в Астрахани. А в наших карточках - прошлое, настоящее и возможное будущее троллейбусного движения в Оренбурге - кстати, одного из старейших на Южном Урале.
Первый оренбургский троллейбус МТБ-82Д

История пассажирского электротранспорта в нашем городе берёт своё начало 2 мая 1953 года. Именно тогда на линию вышел первый необычный "рогатый автобус" - настоящая диковинка для жителей того времени. Машины ездили по двум маршрутам №1 "Бульвар - Вокзал" и №2 "Бульвар - Маяк".

Время расцвета

К 1977 году в городе было уже 9 маршрутов общей протяженностью 120 километров. К 1993 году - 11 маршрутов. Например, на троллейбусе маршрута №8 можно было добраться от 4 гор. Больницы до ул.Волгоградской.

Пик расцвета троллейбусного движения пришёлся на конец 90-х - тогда в городе действовало 14 маршрутов. Но уже с 2002 года началось их стремительное закрытие.

"Ржавый гроб под напряжением"

2000-е оказались чрезвчайно тяжёлыми для муниципального общественного транспорта, в том числе и троллейбусов. Многие машины были изношены донельзя, прогнившими чуть не насквозь. Пассажиры жаловались на "ржавые гробы под напряжением", которые к тому же нужно ждать по 40 минут на остановках. На дорогах города появилась новая "королева перевозок": маршрутная "Газель". Троллейбусы же тихо умирали - до 2008 года оставалось всего 4 действующих маршрута.

Последний рывок

Улучшение ситуации в экономике, рост бюджетных доходов позволил серьёзно модернизировать троллейбусный парк и контактную сеть в городе. В 2008 году на улицы вышел возрождённый маршрут №6, правда, с немного измененной схемой движения. 31 августа 2010 года, после пятилетнего перерыва состоялся пуск троллейбусного маршрута №10 «Карачи – ул.Рыбаковская», связавший европейскую и азиатскую части города.

Гибрид вместо "рогатого"

Сегодня большинство экспертов уверены: время троллейбусов подходит к концу. Концепция "привязки к проводам" и массового стояния при авариях на контактной сети уже не соответствует времени. Так что вопрос о том, исчезнет ли оренбургский троллейбус уже не стоит - вопрос, когда он исчезнет.

Но конец эпохи "рогатого" вовсе не означает, что вместительный и экологичный транспорт пропадёт совсем. На смену проводным машинам идут электробусы. Так, в Москве уже начались испытания гибрида с дизель-генераторной установкой и мощными аккумуляторами. Его особенность в том, что он может следовать как под контактной сетью, заряжая батареи, так и без привязки к проводам. При критическом разряде - включается вспомогательный дизель.