Posted 29 августа 2019,, 08:42

Published 29 августа 2019,, 08:42

Modified 17 октября 2022,, 16:43

Updated 17 октября 2022,, 16:43

Лечение на бумаге? В Оренбуржье стремительно сокращается число инвалидов

Лечение на бумаге? В Оренбуржье стремительно сокращается число инвалидов

29 августа 2019, 08:42
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Слишком уверенное снижение числа людей, имеющих инвалидность, вызвало сомнения у экспертов. Журналисты 56orb.ru выяснили, что люди перестают быть инвалидами только на бумаге.
Сюжет
ОНФ

Беспощадная статистика

По данным федерального реестра инвалидов в России числится 11 282 246 граждан с серьёзными проблемами здоровья. Но за последние три года этот показатель последовательно сокращается. Так, если в 2017 году в реестре было 11 554 966 человек с инвалидностью, то за несколько лет от неё «избавились» 272 720 человека.

В Оренбуржье — аналогичный тренд. За три года число инвалидов в нашем уменьшилось почти на 11 000 человек. Если на начало 2017 года их было в нашем регионе почти 200 тысяч, то сейчас официально зарегистрировано 188 893 человека. Причём самый большой спад отмечается во второй категории инвалидности.

Чиновники бодро рапортуют, что это происходит из-за грамотно выстроенной социальной политики — мол, и лечить стали лучше, и реабилитация более комплексная. Инвалидность ведь не приговор, а лишь инструмент — нужно стремиться, чтобы человек восстановился после болезни и вернулся в общество полностью здоровым, без всяких ограничений в труде и быте.

Но вот простые россияне считают, что причина снижения в новой Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, которую анонсировали ещё в 2011 году. На практике её стали применять в начале 2015 года. Согласно новым правилам, инвалидность выявляли на основе степени утраты той или иной функции организма. 10-30% — инвалидность не устанавливается, 40-60% — 3-й группа, 70-80% — 2-й группа, 90-100% потери здоровья соответствуют 1-й группе инвалидности. Эти проценты начисляет специальная комиссия.

Как объясняет эксперт Общероссийского народного фронта по делам инвалидов Александр Лысенко, чиновники выбрали немецкую модель оценки в процентах.

— Позаимствованная система определения инвалидности привела к тому, что после планового освидетельствования инвалидности стали лишаться даже люди с очень серьезными медицинскими проблемами. За пределами системы остались больные с синдромом Дауна, сахарным диабетом, астмой, многими наследственными генетическими заболеваниями и гормональными нарушениями, — отмечает специалист.

Истина где-то за цифрами

Неприглядный пример необоснованного лишения инвалидности приведен в материале наших коллег из «Новых Известий». Мать больной диабетом девочки рассказала, как её ребёнка вычеркнули из числа больных серьёзными заболеваниями. В итоге семья осталась без социальной подержи государства.

Помочь комиссии сделать верный выбор должны многочисленные справки от всевозможных врачей, потому для многих получение инвалидности превратилось в многодневные посещения медицинских учреждений для получения оных. За них комиссия может «накинуть» необходимые проценты, причём явные признаки плохого здоровья для современной системы не аргумент.

— Вообще правильно нужно заполнить посыльный лист, тогда не к чему будет придраться и комиссия будет вынуждена выдать инвалидность. Нужно несколько раз в году лежать в больнице. К чему угодно могут придраться и отклонить продление инвалидности, — сообщила 56orb.ru член ВОИ по Оренбургской области Валентина Михайловна.

Приходится давить, иначе ничего не получишь. Моя родственница на заседании комиссии прямо заявила: «Если вы не дадите моему ребёнку согласно его показаниям инвалидность, я найму адвоката и выиграю этот процесс». Они просто испугались. Сложно конечно сейчас с этими показаниями. С каждым годом доказывать, что ты действительно болен и не можешь трудиться, как здоровый человек, всё труднее, рассказывает Валентина Михайловна.

С муками хождения по врачам знакомы многие, и не у каждого человека с проблемами со здоровьем возникает желание пережить этот период в жизни для получения документа о наличии инвалидности.

Подтверждать инвалидность 2 и 3 группы нужно каждый год. Бегать по врачам, собирать документы, проходить комиссию… Процедура довольно унизительная, так что всё больше тех, кто просто машут на неё рукой. Жить инвалиду второй группы без поддержки государства хоть и не сладко, зато нервы целы.

Очень много случаев, когда люди отказываются от инвалидности из-за сложной процедуры оформления. Сколько угодно примеров есть. Инвалиды махнули рукой и всё. Говорят — такие муки себе дороже выйдут. Я преподаватель, у меня даже ученики есть, у которых серьёзные проблемы с сердцем. Им операцию делали в Москве, но никакой инвалидности им не выдавали. Такие дела. У меня море таких знакомых, — отмечает общественница.

Благодаря столь бюрократическому подходу удаётся сделать из инвалида здорового человека, тем самым улучшить показатели цифр, по которым сегодня отчитываются чиновники и политики перед Президентом и народом.

Указ Дмитрия Медведева

В мае 2019 года на заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что изменятся правила признания человека инвалидом. Речь идёт о сокращении времени на оформление инвалидности благодаря цифровым технологиям. Часть документов можно будет оформить в онлайн-режиме. Это должно облегчить «медицинские приключения» для получения необходимых справок.

Так, в региональном отделении ОНФ в Оренбуржье журналисту 56orb.ru рассказали, что особых проблем в данной сфере не видят. Председатель Оренбургской областной общественной организации инвалидов «Школа независимой жизни» Надежда Корнеева непосредственно работает с сотрудниками региональной медико-социальной экспертизы.

— Мы проделали большую работу, у нас даже жалоб нет и в Москву никто не пишет. Мы работаем с людьми, объясняем работу медико-социальной экспертизы. Поделана огромная работа, чтобы упростить инвалидам прохождение комиссии. Представители общественной экспертной группы народного фронта обращались в Москву для упрощения условий оформления инвалидности, — говорит Надежда Васильевна.

Направление, указанное премьер-министром в Оренбуржье начали активно осваивать, отмечает Надежда Корнеева. Сегодня для оформления инвалидности можно даже не выходить из дома.

Может, оно и так, но почему-то пока мнение представителя ОНФ резко расходится с комментариями от обычных граждан и рядовых членов ВОИ. Да и статистика тоже выглядит подозрительно: как же так, что при облегчённых условиях получения инвалидности самих инвалидов всё меньше и меньше? Выходит, что ситуация-то у нас улучшается только на бумаге.

И вместо реального облегчения жизни нуждающимся в помощи чиновники лишь строчат оптимистичные отчёты.

"