Электробус против «Пазика»: каким будет общественный транспорт в Оренбурге?
Аналитика

Электробус против «Пазика»: каким будет общественный транспорт в Оренбурге?

29 февраля , 11:53Photo: 56orb.ru
В Оренбурге готовят большие изменения в транспортную схему города. Вероятно, что с улиц исчезнут троллейбусы, сократится количество привычных маршрутов и появятся короткие «пересадочные» линии. Вот только придутся ли изменения по душе горожанам, а главное — хватит ли на них бюджетных денег — ещё вопрос.

Эх, прокачу на «электричке»!

О возможной замене старых добрых «рогатых» троллейбусов на более современные электробусы говорил глава Оренбурга Владимир Ильиных. То, что существующая схема контактных линий в городе уже устарела, а из полусотни ещё бегающих по маршрутам электромашин износ некоторых достигает 85% — давно не секрет. Именно троллейбусы оказываются самым дорогостоящим видом общественного транспорта. При небольшой наполняемости и, соответственно, низкой выручке от пассажиров — огромные расходы.

Изменить ситуацию может замена троллейбусов электробусами. Это машины большой вместимости с аккумуляторами, которые позволяют часть пути преодолевать без привязки к контактной сети. В зависимости от типа электробуса это расстояние может быть от 15 до 220 километров. Правда, чем более автономна электромашина — тем она дороже. Так, например, «Тролза», способная весь день кататься без подзарядки, стоит от 35 миллионов рублей. Рассматриваемая же для Оренбурга модель позволит преодолевать 20-30 километров своим ходом, а затем снова запитываться от контактной сети.

Электробус на улицах Москвы.
Photo:Мосгортранс

Такой электро-троллейбус стоит около 25 миллионов рублей. Тоже немало, если учесть, что, например, автобус на метане класса Вектор Next стоит около 10 миллионов. Но, по словам Владимира Ильиных, Оренбург рассчитывает получить поддержку из федерального бюджета в рамках обновления экологичного автопарка. По существующей программе до 60% затрат на покупку электробуса покрывает казна, остальные 40% финансируются через схему лизинга (то есть, попросту, в кредит, который затем постепенно гасит город).

Таким образом, цена электробуса для Оренбурга может составить около 10 миллионов рублей, что сопоставимо с ценой большого автобуса. Вот только эксплуатация электромашины, как уверяют производители, будет дешевле.

Так это или нет — сказать пока сложно. Опыта эксплуатации электробусов в России пока немного. Оренбург вообще может стать лишь четвёртым городом в стране, где этот тип транспорта будет массово применяться. Пока электробусы ездят только по улицам Москвы и Санкт-Петербурга. Да ещё в тестовой эксплуатации находятся в Волгограде.

Схема новая — проблемы старые

Начиная с конца 80-х годов прошлого столетия в Оренбурге никто не занимался профессиональной разработкой схемы движения пассажирского транспорта. Росли новые микрорайоны, строились дороги — и маршруты возникали во многом бессистемно, для решения сиюминутных транспортных задач.

Именно как единое целое маршрутную сеть попытались переработать лишь в 2015-м, поручив эту работу специалистам. С 2014 года Автономная некоммерческая организация научно-технологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ» занималась обследованием пассажиропотока в городе Оренбурге. Затем учёные уже Санкт-Петербургского института проблем транспорта разработали новую концепцию. Смысл её в том, чтобы оптимизировать маршруты, убрав лишние автобусы. Так, в её рамках для обслуживания пассажиропотоков в Оренбурге достаточно выводить лишь 800 машин четырёх типов ежедневно (см. схему)

Photo:56orb.ru

Для сравнения — сегодня в сутки на маршруты выходят порядка 1100 автобусов. То есть сократить придётся около 200-250 машин и оставив 38 маршрутов вместо нынешних 42.

Увеличатся и интервалы ожидания на остановках, что, в целом, логично. Автобусы большой вместимости будут ходить реже, а не так, как сегодня «Пазики» — один за другим. Как уверяют разработчики схемы, среднее время ожидания транспорта вырастет примерное на 16%. Но это будет зависеть от направления и района города.

Впрочем, главная проблема — это, конечно же, вопрос финансирования. Сегодня бюджет города выделяет порядка 240 миллионов рублей н поддержание единственного муниципального предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки». Но его автобусами и троллейбусами пользуются лишь 20% населения города. 80% пассажиропотока ездит на частных «Пазиках» и «Газелях». Но им-то как раз ни одного казённого рубля не перепадает.

По мнению экспертов, для стабильного развития общественого транспорта Оренбургу нужно вкладывать в эту сферу по 800 миллионов рублей в год минимум. Тогда хватит денег и на лизинговые платежи за современные электробусы, и на субсидирование тарифа на перевозку.

Photo:Медиахолдинг1Mi

Кроме того, нужно отходить от прежней схемы, когда ставка делается только на муниципальные автопредприятия. Опыт Москвы и Санкт-Петербурга показал, что лучший вариант — равные условия для доступа на рынок всем перевозчикам. Город же задаёт условия — какие автобусы и сколько их должно быть, а так же обозначает сумму — сколько рублей за пройденные километры готов возместить бюджет.

Но, опять-таки, всё упирается в деньги. Городская казна не может позволить себе платить недостающие 800 миллионов. А областные же деньги идут только на дачные перевозки. Да и то — при необходимых 80 миллионах областная казна платит всего 40 миллионов.

С такими объёмами финансирования останется только подкрашивать и подваривать имеющиеся старые троллейбусы, чтобы хоть как-то выводить их на линию.

А об электробусах и современной транспортной сети — лишь мечтать.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter