Posted 28 декабря 2020,, 08:06

Published 28 декабря 2020,, 08:06

Modified 17 октября 2022,, 16:58

Updated 17 октября 2022,, 16:58

Не готовы! В оренбургском онкодиспансере - проблемы с монтажом техники на 170 млн руб

28 декабря 2020, 08:06
Почти десять месяцев в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Оренбургский областной клинический онкологический диспансер» (ООКОД) не могут смонтировать и запустить в эксплуатацию новейший аппарат лучевой терапии.

Дорогущее оборудование стоимостью почти 170 миллионов рублей, так необходимое пациентам, банально лежит на складе. А больных отправляют на лечение за 300 километров в Орск, так как там есть соответствующие условия и установки для проведения терапии для разрушения раковых клеток высокоэнергетической радиацией.

Луч спасения

Лучевая (или радио) терапия — общепризнанный и один из самых эффективных инструментов по лечению онкологических заболеваний. Суть метода в том, чтобы направить на опухоль высокоэнергетический пучок частиц — по сути, подвергнуть мощному радиационному облучению. Радиация убивает все клетки — и здоровые, и больные. Но в силу особенностей строения онко-клетки восстанавливаются гораздо хуже, в то время как нормальные довольно быстро замещают разрушенные.

Лучевую терапию рака применяют вот уже скоро как 100 лет, и наработан огромный опыт в части её методик. И ещё в 30-х годах прошлого века онкологам стало понятно — эффективность лечения тем выше, чем точнее будет сфокусирован непосредственно на опухоли луч радиации.

Современная техника в этом смысле совершила гигантский скачок. Врачи начала прошлого столетия прикладывали к больным местам просто стержни с кусочками солей металла радия — очень активного вещества, который своим излучением буквально выжигал ткани человека. Сейчас же для облучения используются дорогостоящие аппараты — линейные ускорители, которые разгоняют частицы и очень точно, при помощи постоянного компьютерного контроля, воздействуют на опухоль.

Причём в современной противораковой терапии до 80% пациентов обязательно должны проходить несколько курсов на таких аппаратах. То есть и востребованность, и нагрузка на них — колоссальная.

Строили, строили — да не построили

До недавнего времени главным центром в области, где проводили лучевую терапию больных, был ООКОД. Именно в Оренбурге работали три гамма-аппарата, где рентгеновскими лучами лечили опухоли пациентов.

Однако у гамма-лучей есть недостаток — они пронизывают ткани насквозь, и при лечении опухолей кожи вызывают ненужные побочные эффекты, разрушая клетки далеко вглубь.

Намного более эффективна в этом смысле электронная радиация — то есть пучок разогнанных до высоких скоростей элементарных частиц — электронов. Эти частицы очень лёгкие, поэтому «застревают» в коже на глубине 1-1,5 сантиметра, отдавая всю энергию на разрушение опухоли, и не проникая глубже.

Создают такой пучок в медицинских линейных ускорителях. Именно такой аппарат Varian Clinac iX был закуплен Областным онкодиспансером у ООО «Фабрика радиотерапевтической техники» (ФРТТ) в подмосковном городе Дубне.

Цена контракта составила более 166 миллионов рублей. Кроме собственно аппарата терапии в комплект поставки входил ещё и анализатор дозного поля Blue Phantom 2, который очень точно позволял рассчитывать и оценивать поглощённную дозу облучения, плюс компьютерный комплекс контроля радиотерапевтических процедур Sun Nuclear. И — специальная кушетка с приводами, на которой фиксировался пациент и подводился под радиолуч.

Контракт на поставку оборудования диспансер подписал ещё 8 мая этого года. Однако, как следует из документов, имеющихся в распоряжении редакции, фактически на момент написания данного материала данная установка не была смонтирована и не работала.

Как оказалось, за почти 10 месяцев, что прошли с момента заключения контракта, для аппаратуры Varian Clinac не было подготовлено и отремонтировано соответствующее помещение. Дорогущие аппараты попросту лежали на складе в упаковке.

При этом старую гамма-установку уже разобрали. И очередь пациентов на лучевую терапию, соответственно, резко выросла.

Чтобы справится с потоком больных, которым никак нельзя откладывать облучение для предотвращения развития опухолей, пациентов стали направлять… в Орский онкодиспансер, за 300 километров. Его строили более 20 (!) лет, и открыли буквально несколько месяцев назад.

Пациенты таким «лечебным туризмом» были, мягко говоря, шокированы:

— Ладно, положили. Если бы курс дочь проходила в Оренбурге, то она бы могла приходить домой, а там ей больше месяца придется провести в больнице. А быт не налажен — микроволновок нет, кулер выбили с трудом, холодильник один на все отделение и весь забит. А теперь она сообщает, что новое оборудование вышло из строя и не работает, терапию проходят на старом оборудовании. А если и оно выйдет из строя? Пациенты даже накануне «прямой линии» с президентом страны писали ему обращение, но оно вернулось с советом решать вопросы на местном уровне. Как же так? Онкология в регионе растет с каждым годом, а у нас к таким пациентам такое отношение? — приводит слова оренбурженки, чья дочь как раз оказалась в списке «путешественников поневоле» сетевое издание Orenday.ru.

Суд да дело

Мало того, не дождавшись оплаты, на Министерство здравоохранения Оренбургской области подала в суд и Фабрика радиотерапевтической техники. Логика иска была понятна: оборудование мы поставили, извольте заплатить 166 миллионов!

Правда, чиновники отвечали — в заключённом контракте указано, что оплата будет произведена только после того, как аппаратура будет смонтирована, запущена, а персонал радиотерапевтов обучен ею пользоваться.

Но представители ФРТТ настаивали на том, что не их вина, что местные власти так и не удосужились подготовить кабинет для нового ускорителя. Мы, мол, и рады бы хоть сейчас запустить установку и начать приём пациентов, да только ставить её негде.

И вот итог: сегодня, 27 декабря, было опубликовано решение суда, которое закончилось мировым соглашением сторон. Областной клинический диспансер признал, что не выполнил условия договора в части подготовки помещения для монтажа установки.

И обязался выплатить до нового года 155 миллионов рублей ФРТТ, хотя фактически поставщиком госконтракт до конца и не выполнен.

Помещение для аппарата терапии диспансер обязался подготовить до 25 января будущего года (то есть в течение месяца). И ещё в течение 40 дней поставщик аппаратуры должен провести её монтаж и обучение персонала.

Итого, суммируя вышеозвученное — из документов суда следует, что фактически новейший линейный ускоритель Varian Clinac iX не работает, и даже помещение для него до сих пор (на момент написания материала) не готово. И с учётом указанных сроков он заработает как максимум — только в конце февраля — марте будущего года.

Между тем из в самом онкодиспансере Оренбурга прокомментировали ситуацию и признали — да, новый ускоритель к ним действительно пришёл, но пока его устанавливали, отделение с месяц не работало. Делали помещение под современное цифровое оборудование, а старый ускоритель заблокировали этой стройкой.

Сейчас монтаж нового оборудования и ремонт закончились, старый ранее законсервированный ускоритель запустили, лучевая терапия в онкодиспансере проводится теперь на четырех установках, приняли уже 27 человек.

Однако документы из суда, как видим, несколько противоречат тому, что озвучивают чиновники.

Не в коня корм?

Любопытно, что закупка линейного ускорителя проводилась областью в рамках реализации национального проекта «Здравооранение». Но вот парадокс: на 1 ноября 2020 года исполнение бюджета нацпроектов в регионе составило всего 59%. Из 16 млрд 382 млн 386 тыс. рублей освоено всего 9 млрд 641 млн 636 тыс. рублей.

Причём такой важнейший проект, как «Здравоохранение» за 10 месяцев использовал бюджетные средства лишь на 42,9%. Половина (!) сумм, которые дали области, оказалась невостребована.

Ситуация с ускорителем, на который деньги вбухали, а запустить вовремя не сумели — лишь одна из таких. И конечно, можно понять позицию чиновников Минздрава, которые объясняют: в 2020-м году основные силы и ресурсы были брошены на борьбу с коронавирусом.

Да, действительно — спешно пришлось перестраивать госпитали и открывать ковидные отделения. Да, это действительно вызвало перенапряжение всей системы здравоохранения и связанных с ней цепочек поставок товаров и услуг медназначения.

Но коронавирус-коронавирусом, а другие болезни и другие пациенты, в том числе онкологические, ведь никуда не исчезли. И им точно так же требуется врачебная помощь.

Очень хочется верить, что ситуация с радиотерапией в регионе действительно наладится, и новая аппаратура поможет тысячам людей вернуться к нормальной жизни, а не будет пылиться на складах.

"