Posted 28 июня 2019,, 12:05

Published 28 июня 2019,, 12:05

Modified 17 октября 2022,, 16:28

Updated 17 октября 2022,, 16:28

Топчемся на месте? Рынок обуви губит грабительский НДС и импортные материалы

28 июня 2019, 12:05
Уже в понедельник, 1 июля, в России вводится обязательная маркировка на всю продаваемую в стране обувь. Как рассчитывают чиновники, это позволит вывести из тени около 100 млн. пар ботинок и туфель. Вот только отечественные производители не верят, что это серьёзно поможет поднять им продажи.

Китай, но в другой «обёртке».

Рынок обуви в России традиционно (и справедливо) считается в основном «оккупированным» азиатскими производителями. Китай, Бангладеш, Вьетнам — львиная доля поставок идёт именно оттуда.

Есть, правда, и российские производители, причём немало. Всего сегодня в нашей стране насчитывается выше 2000 компаний, выпускающих обувь. Из них 57 — крупных.

В их числе — «Ральф Рингер». Основатель компании Андрей Бережной, инженер по образованию. В начале 90-х годов занялся импортом обуви, но быстро изучил российский рынок и решил занять своё место на полках. Сегодня у компании три производственные площадки.

Полностью российским «Ральф Рингер» не стал: часть сырья и материалов приходится импортировать. При этом отечественная обувь проигрывает заграничной в себестоимости.

— Ввозная пошлина на обувь готовую близка к нулю. Импортная пошлина на ввоз подошвы, которую производят в Италии, в Китае, где угодно, — ноль. А на ввоз материала, того самого эластополимера — пошлина 5%.комментирует владелец компании «Ральф Рингер» Андрей Бережной программе РБК «Бизнес-вектор».

«Дешёвая обувь развалится за месяц…»

Что же касается Оренбурга, то и у нас ещё со времён СССР было развито обувное производство на Оренбургской обувной фабрике. Правда, новомодными на тот момент моделями похвастать она не могла — её ассортимент составляли войлочные ботинки с замочком, которые сами покупатели называли иронично «прощай, молодость».

В 1997 году на базе фабрики в Оренбурге было перезапущено производство новыми инвесторами — фирмой «Юничел». А с 2002 года после реорганизации у нас в городе работает третья фабрика этого крупнейшего в России обувного концерна — ЗАО «Юничел-Оренбург».

Работают здесь почти три сотни человек, а годовая выручка в 2017 году составила более 141 миллиона рублей (рост к 2016 году примерное на 20%.) Более поздних данных балансовых отчётов в открытых источниках нет.

Сам концерн «Юничел» имеет три производственных площадки. Оренбургская сосредоточена, в основном, на выпуске детской и подростковой обуви самых разнообразных моделей.

— Оренбургские модели «Юничела» у нас считаются не слишком новомодными, зато крепкими. Родителям в целом это нравится — нагрузки на детскую обувь традиционно высокие, ребёнок же постоянно в движении, бегает, прыгает… Откровенная «китайщина» из дешёвых материалов развалится за месяц, — объясняет продавец обувного салона Екатерина Провоторова.

Правда, местному производителю всё сложнее конкурировать с импортом — несмотря на рост выручки, чистая прибыль «Юничел-Оренбург» снижается. Сами производители объясняют это снижением доходов россиян, ростом НДС и курса доллара. До сих пор более 70% материалов для производства обуви закупаются за границей. Своих даже подошв нет.

Как итог — продажи в прошлом году едва превысили две пары на человека. А каждая третья семья в стране, по данным Росстата, не может позволить себе купить всем домочадцам больше одной пары обуви в год.

Маркировка тут не поможет.

Государство же со своей стороны пытается вывести рынок в «белую розницу», то есть убрать с рынка тот самый разваливающийся, но дешёвый, контрафакт. Для этого в России начнёт действовать проект маркировки обуви, по образцу меховых изделий. Но эффективность меры пока вызывает сомнения.

— Если там в шубе не сложно проследить производителя — и это, кстати говоря, интересует покупателя. Но про обувь так не скажешь. В массовом сегменте и в детском сегменте все же ищут просто подешевле. Никто не разбирается, где произведено, кем произведено, из чего и т. д.считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Снижение рентабельности обувного бизнеса приводит к серьёзным кадровым проблемам. Так, зарплата в лёгкой промышленности вообще — и производстве обуви в частности в Оренбуржье — одна из самых низких. Как результат — на «Юничел-Оренбург» — постоянно нехватка кадров. В службе занятости «болтаются» 20 вакансий швей: им предлагается оклад от 12972 рубля, то есть минимально возможный в нашем регионе (с учётом 15% уральского коэффициента).

Неудивительно, что желающие работать на фабрике в очередь не выстраиваются.

Российские сапожники между тем просят власти вернуть ставку НДС на 18 процентов и снизить пошлины на импорт сырья и комплектующих. Только тогда, по их мнению, на российском рынке можно будет говорить о здоровой конкуренции.

"