Posted 28 июня 2019,, 08:49

Published 28 июня 2019,, 08:49

Modified 17 октября 2022,, 16:28

Updated 17 октября 2022,, 16:28

Или пан, или пропал: каждый седьмой бывший мэр в России — под следствием

28 июня 2019, 08:49
Неожиданные результаты исследований Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина заставляют задуматься об эффективности муниципальной системы управления в России. Главы городов фактически оказываются в позиции идущих на «расстрельные» должности.

Через тернии — к «звёздам».

КГИ проанализировал судьбу и карьеру 359 градоначальников в 109 муниципалитетах (преимущественно областных и республиканских центрах) в течение 11 лет. И выводы оказались весьма любопытными.

Так, оказалось, что из 263 мэров, оставивших свои посты по разным причинам (остальные 96 «подопытных» ещё продолжают работать) 87 — или добрая треть — пошли на карьерное повышение.

Из этой трети счастливчиков 40% стали заместителями губернаторов (причём далеко не все в тех же регионах, где и управляли городами). 20 человек избрались в Государственную думу. 12 — стали губернаторами.

Оренбуржье коррелирует в этой статистике более чем наглядно. Бывший губернатор Юрий Берг пришёл на этот пост как раз с должности мэра Орска. А политический тяжеловес, бывший градоначальник Оренбурга Юрий Мищеряков — избрался в Госдуму.

В условно-позитивное подтверждение статистики можно включить так же и мэра Бузулука Валерия Рогожкина, который некоторое время проработал первым вице-губернатором Оренбуржья. Правда, его поход в региональную власть оказался не очень удачным — «своим» человеком в команде главы области он так и не стал, вернувшись вскоре обратно на муниципальную работу.

Расстрельная должность.

Впрочем, статистика КГИ показывает и другую сторону мэрской службы. 15% градоначальников — или почти каждый седьмой из них становится фигурантами уголовного дела. Парадоксально, но шансы или «стать паном», или «пропасть» в муниципальной управленческой среде выше, чем просто тихо закончить карьеру и заниматься, ну скажем, разведением пчёл на удалённой загородной «фазенде».

Причём кудринский Комитет уточняет — уголовные дела можно трактовать и как борьбу с коррупцией, и как внутриэлитные конфликты. Оренбург и здесь не выбивается из общероссийского тренда: только в прошлом году бывшего градоначальника Евгения Арапова арестовали, а осенью депутаты отозвали его с должности. Уголовное дело пока не завершено, но судя по всему, оно уже близится к финалу и судебный процесс начнётся в ближайшее время.

Любопытно так же, что под уголовное преследование чаще попадали избранные мэры, как более независимые, а те, кого назначили по конкурсу, чаще шли на повышение. Однако Оренбург тут стал скорее исключением — у нас Евгения Арапова как раз назначили через конкурс, причём кандидатуру согласовывал (теперь уже бывший) губернатор Юрий Берг.

Отставные сроки.

КГИ Алексея Кудрина посчитал и среднее время нахождения в должности градоначальников, ранжировав их на тех, кто был напрямую избран жителями городов — и «конкурсников-назначенцев». Результат не сказать, чтобы неожиданный, но показательный.

Так, чётко прослеживается зависимость от порядка избрания мэрами: при прямых выборах в среднем мэр находится на своём посту 5,5 года (с учётом «пересидок» из-за нюансов выборного законодательства), а если избирается по конкурсу — то всего три года.

Как в свете этого не вспомнить город Орск, где назначаемые по конкурсу главы менялись более чем стремительно? За четыре года — четыре градоначальника. Причём нынешний и. о. Василий Козупица уже второй раз на этой должности «грудью закрывает амбразуру», пока не подберут по конкурсу очередного условно-постоянного мэра.

Эксперты Кудрина подчёркивают: последние 10 лет в России реализуется политика перехода от мэра — народного представителя к мэрам — профессиональным управленцам. Так, если в 2008 г. в 73% городов мэров избирали жители, то к 2014 г. всё было ровно наоборот — львиную долю градоначальников либо ставили по договору как сити-менеджера, либо (тренд последних трёх лет) — назначали по результатам конкурса.

При этом доля мэров с ученой степенью упала с 29 до 17%, снижается доля имеющих образование экономического и управленческого профиля, но растет число мэров с юридическим образованием.

Эксперты делают вывод, что работа «назначаемых мэров» ориентирована больше на соблюдение регламентов, а не на экономическое развитие городов. В общем, главное красиво отчитаться «наверх», а что реально в городе происходит — дело десятое.

Такую политику, впрочем, нельзя считать следствием совсем уж бездарщины — своя логика тут тоже есть. Система межбюджетных трансфертов и проектного-казённого подхода устроена так, что основные ресурсы у муниципалитетов как раз выкачиваются. Тот же Орск — город глубоко дотационный, а деньги можно получить только, если правильно составить «бумажку» и защитить её «наверху».

Да что там Орск — за последние 10 лет даже Оренбург — традиционный город-донор — стал нетто-получателем бюджетных дотаций. У мэров просто нет денег на решение проблем города, всё нужно выбивать и выцарапывать из области или федерации. Неудивительно, что в этой атмосфере гораздо выше ценится искусство правильно составить документ на получение трансферта, нежели чем программу собственного развития территории.

"