Posted 27 октября 2019, 16:21

Published 27 октября 2019, 16:21

Modified 17 октября 2022, 16:30

Updated 17 октября 2022, 16:30

Бруцеллёз, лейкоз и коли-инфекция: какую заразу находят у домашнего скота в Оренбурге

27 октября 2019, 16:21
Фермерские продукты стали настоящим трендом для ценителей здорового питания. Истинные гурманы за натуральным продуктом ездят даже на ярмарки в ближайшие районы, чтобы взять кусок сочной говядины или пару трёхлитровых банок парного молока непосредственно у производителя.

Вот только при этом есть немалый риск вместе с продуктами привезти в дом и «заразу», последствия которой у человека могут сказаться даже через несколько лет. Как показывает практика, система по выявлению и информированию зоонозных (то есть передающихся от животных к человеку) инфекций в области работает слабо. Впрочем, и укреплять её особого желания нет ни у фермеров, ни у местных поселковых глав администраций.

Мясо и молоко с бруцеллезом

Не так давно оренбургский юрист Владимир Артамонов в своём посте в Фейсбуке рассказал, как приобретал продукты питания в Акбулакском районе на свой страх и риск.

— В субботу был в Акбулаке, купил на базаре мясо говяжье, пять килограммов. На обратном пути прикупил арбузов в Соль-Илецке. Радуясь арбузному изобилию, встретил знакомого ветеринара из Илека, который рассказал печальную историю, что ещё 3 октября в Акбулакском районе наложен карантин из-за вспышки бруцеллёза в селе Шкуновка. Говорят, что там большое количество скота именно в частном секторе заражено этой заразой. А где гарантии, что я купил не зараженное мясо в Акбулаке?! Вчера ведь было пятое, а карантин ввели третьего. Тогда почему на рынке в Акбулаке нет НИКАКОЙ информации, что введён карантин, что в частном секторе бруцеллёз! — возмущается Владимир Артамонов.

Больше всего возмутило его то, что на сайте регионального Минсельхоза не сообщается в каких именно пунктах отмечается очаги бруцеллеза. На сайте ведомства лишь указано, что в регионе ликвидировано пять очагов инфекции, осталось три. Видимо, узнавать о них можно будет только по факту, у местных жителей.

Бруцеллёзом можно заразиться от продукции заражённых животных. К примеру — принимая молоко без кипячения и постерелизации. В заражённых продуктах устойчивость бруцеллёза не высока. Обработка необходима для продукции, которая получена в неблагополучном пункте. Варка или кипячение при температуре от 80 градусов с большой вероятностью уничтожит опасную инфекцию.

Вообще-то мясо или молоко заражённое бруцеллёзом животных по правилам требуется немедленно уничтожать, а саму скотину забивать и везти с соблюдениями мер биологической защиты на скотомогильник. Инфекция эта чрезвычайно коварна: у человека, выпившего заражённое некипячёное молоко или просто подержавшего сырое мясо в голых руках, на которых есть свежие царапины или порезы, может заразиться. Несколько месяцев болезнь не будет никак себя проявлять — инкубационный период у бруцеллёза может длиться год. Но рано или поздно бруцеллы начнут разрушать иммунитет человека, появляется слабость, высокая температура до +39С, боли в груди и сердце, помутнение в глазах. Сам по себе бруцеллёз почти никогда не приводит к смерти, но провоцирует опаснейшие осложнения. И что самое страшное — полностью избавить человека от бруцелл практически невозможно, приступы болезни будут преследовать его до самого конца.

Есть два варианта действий, в случае, если фермер обнаружил, что животное заболело бруцеллёзом. Он должен уничтожить всё поголовье. Необходима полная единовременная замена. Другой способ оздоровительной работы чаще используется в производстве. Там пользуются постепенной заменой с постоянными исследованиями крови животных с интервалом 15 дней и последующим дополнительным исследованием через 6 месяцев.

Из года в год в регионе обстановка с инфекцией может значительно отличаться и всё из-за основных причин вспышек бруцеллёза. К сожалению, полностью побороть болезнь возможно только теоретически. На практике же, хоть специалисты выявляют вспышки инфекции и борются с ней, но предупредить её пока не удаётся.

Чаще всего возникновению вспышек инфекции способствует нарушение общепрофилактических мероприятий. Допускается пренебрежительное отношение к периоду карантинирования, что недопустимо. Чаще всего нарушаются правила перемещение животных — без сопровождения ветдокументов, без оповещения ветеринарных специалистов. Люди, которые регулируют эту работу- остаются в стороне.

Также следует знать, что переносчиками бруцеллеза могут стать и домашние животные, которые съели заражённое мясо или выпили заражённое молоко. Ежегодная вакцинация домашних питомцев снизит вероятность такого заражения, но не исключает его полностью.

Бруцеллёз относится хоть и к одному из самых опасных, но не самых распространённых зоонозных инфекций в Оренбуржье. На первом месте, остаются коли-инфекции, или эшерихиоз. Это группа инфекционных болезней, вызываемых патогенными серотипами кишечных палочек.

Для взрослого человека коли-инфекция практически не опасна, но вот для новорожденных младенцев она грозит смертью. Погибает от эшерихиоза так же в основном молодняк скота, так что особой опасности покупателям фермерских продуктов она не грозит. А вот молодой кормящей маме контакт с заражёнными животными категорически запрещён. Коли-бактерии могут «перекочевать» от женщины к младенцу и вызвать сильнейшую инфекцию. Так же категорически запрещается по этой же причине готовить каши и разводить смеси для карпузов на фермерском непастеризованном молоке. Это как совет тем семьям, кто считает, что ребёнку можно давать только всё натуральное и не тронутое обработкой. Нельзя!

«Всех забьют. А нам оно надо?»

По закону, если в селе обнаружены заболевшие бруцеллёзом или эшерихиозом животные, нужно немедленно объявлять карантин, скот — забивать, а продукцию — уничтожать. Это — ответственность местных властей и ветеринарных служб. Но на практике отследить ситуацию бывает весьма непросто.

Судите сами: хорошая дойная корова породы красная степная стоит порядка 75-85 тысяч рублей. Породистые животные голштинской породы доходят до 160 тысяч за голову. И вот просто так взять и забить бурёнку, и телят, и вообще всю скотину, что стояла в хлеву, засыпав туши хлоркой и скинув в яму Беккери? Это же разорение для хозяйства! Да ещё, глядишь, и во всём муниципалитете введут карантин, молоко не продашь, мясо не отгрузишь. Сразу летят к чёрту все планы, сразу жирный минус по доходам… Какой глава в этом заинтересован?

Да и в целом, когда в регионе каждый год редеет поголовье и падают показатели животноводства — за очередной провал из-за вспышки зоонозной заразы точно по голове не погладят.

Ситуация становится особенно скользкой, когда идёт речь о заболевании лейкозом крупного рогатого скота. Эта болезнь — третья по распространённости в Оренбуржье и приводит к онкологическим патологиям у КРС. Передаётся лейкоз с молоком больных животных, и первая его стадия может тянуться 7 лет у животного. Всё это время корова хорошо доится и внешне не видно никаких изменений. Но молоко животного уже содержит лейкоциты с видоизменёнными молекулами РНК — они, попадая в организм, провоцируют развитие рака.

До сих пор не было выявлено случаев, чтобы молоко лейкозных коров взывает онкологические заболевания у людей. Но не было на 100% доказано и то, что оно безопасно. Поэтому продукты больных животных тоже запрещено использовать в пищу людям. Однако разрешается, после пастеризации, направлять его для вскармливания телят, делать технический казеин и т. д.

Однако на практике довольно часто фермеры после кипячения делают из такого молока творог, брынзовые сыры, сбивают масло и т. д.

Лейкозом в области в западной части области заражена каждая шестая корова. Забить их всех означает попросту обрушить молочное животноводство в регионе. Которое и так сейчас переживает не лучшие времена.

Несколько лучше ситуация обстоит в восточном Оренбуржье, но это лишь потому, что там в принципе значительно меньше разводят КРС, чем на западе.

При таких масштабах заражения довольно любопытны выглядят цифры, предоставленные Управлением ветеринарии за прошлый год. Так, с начала 2018-го совместно с прокуратурой Оренбургской области согласовано 11 внеплановых выездных проверок на предмет соблюдения ветеринарного законодательства РФ. В ходе их проведения были выявлены нарушения правил утилизации и уничтожения биологических отходов (попросту говоря — продукции от заражённых животных), нарушения требований при заготовке и хранении поднадзорной продукции, нарушения правил работы предприятий в режиме закрытого типа, нарушение ветеринарных правил при установлении карантина (бруцеллез).

По итогам проверок выявлено 27 нарушений, к административной ответственности привлечено 4 юридических лица, 8 должностных лиц и 1 индивидуальный предприниматель.

Сумма штрафов составила 97 тыс. рублей. То есть чуть больше, чем стоимость одной дойной коровы. И это — за весь год.

Подпишитесь