Posted 27 сентября 2020,, 12:16

Published 27 сентября 2020,, 12:16

Modified 17 октября 2022,, 17:16

Updated 17 октября 2022,, 17:16

Не играй в мои игрушки! Оренбург рискует лишиться половины детских дворовых площадок

27 сентября 2020, 12:16
Юных оренбуржцев, привыкших качаться на качельках и лазать по горкам в своих дворах, уже после нового года может ждать жестокий удар: пустые площадки и в вырванные с корнем игровые формы. А их родителям нужно будет думать, где взять миллионы рублей на покупку сертифицированного оборудования.

Таковы последствия применения на практике нового технического регламента на все детские игровые уличные конструкции (ДИК). Он был принят ещё в 2018 году, но до 1 июня года нынешнего имел лишь рекомендательный характер. Теперь же выполнение его требований обязательно для всех собственников и эксплуатантов площадок.

Вот такие неигрушки

Сам техрегламент — документ довольно объёмный, и включает в себя не только собственно требования к самим качелькам-каруселькам, но и чётко определяет, где их можно ставить, а где нельзя. Кстати, это тоже предмет для отдельной головной боли, поскольку жилищники уже называют их драконовскими. Но это отдельная тема, и ней мы вернёмся позже. А пока, не отвлекая читателей деталями, отметим, что главный вывод из новых правил: ДИКи должны быть все сертифицированы и теперь они имеют строго оговоренный период эксплуатации.

На практике это означает, что на каждый элемент на детской площадке заводится свой паспорт, а на самой конструкции прикрепляется табличка с индивидуальным номером, датой выпуска и датой окончания эксплуатации. После того, как наступит «час икс» — горки, качели и карусели подлежат полному демонтажу и вывозу на свалку. Даже если они сохранились во вполне ещё приличном состоянии.

Главный вопрос — как долго будет действовать срок эксплуатации. И здесь цифры по Оренбургу, увы, совсем нерадостные.

— Срок зависит от типа ДИК и производителя. Самые надёжные дают до 5 лет эксплуатации, если попроще и подешевле — то 3-4 года. А потом всё, нужно выбрасывать и покупать-устанавливать новые, рассказывает директор УК «Радужная» Никита Лапшин.

При этом никакой самодеятельности, когда игровые конструкции делали из подручных средств и материалов сами управляющие организации, уже не допускается. Собственно, такие правила действуют уже давно, и качели из шин либо песочницы из вырезанных покрышек от «Кировца» в городах области уже не ставят. Разве что совсем уж в глухих сельсоветах.

Теперь детские площадки централизованно закупают только у особых сертифицированных производителей. Лишь за прошлый год соответствующие электронные аукционы проводились в области более 100 раз, и на ДИКи было потрачено более полумиллиарда рублей. Причём это — деньги бюджета либо средства спонсоров, которые проводили торги. Сколько при этом было куплено детских площадок самими УК по прямым договорам — открытых данных нет.

Крупнейшим поставщиком детского игрового оборудования в Оренбурге является компания КСИЛ, а точнее — её нижегородский филиал. На её долю через дилеров пришлось подавляющее большинство отторгованных контрактов прошлого года. Представлены у нас и другие производители, тоже довольно известные в стране — например, «Корда», «Красивый город» и прочие. Но «КСИЛ» поставляет комплекты чаще всего. Практически все средства депутатских наказов, выделенные на ДИКи, ушли именно ему.

При этом цены у этого производителя — весьма высоки. Например, оборудовать площадку перед домом, состоящую из качелек, горки, турника, песочницы и 4 лавочек будет стоить более миллиона рублей. Обычный двухуровневый турник - под сонтю тысяч (правда, с покрытием). И это в лучшем случае: оборудование КСИЛ, например, на которое идёт самый большой срок эксплуатации, стоит гораздо дороже, чем у конкурентов, но с меньшим сроком «годности».

— Управляющей организации практически не под силам поставить такую площадку за свой счёт. Обычно тут город помогал: из средств на депутатские наказы, это 10 миллионов на округ в год, выделяли, плюс в рамках программы реконструкции двориков. И УК тоже какие-то деньги, по мере возможности, выделяло, — комментируют в управляющей организации.

Нюанс, однако, в том, что установленные несколько лет назад по всем этим программам детские игровые конструкции теперь нужно будет демонтировать, так как вышел их срок эксплуатации. А если не убрать и придёт проверка, увидит, что качельки-песочницы уже не соответствуют требованиям регламента — штраф на УК до 600 тысяч рублей.

…и не пИсай в мой горшок!

Как будет решать город проблему, когда сотнями игровые конструкции будут вырезать и вывозить на свалку — непонятно. В бюджете нет денег, чтобы вопрос даже с мусорными баками полностью решить, а тут ещё и качельки-карусельки мельтешат. Миллионные траты бюджет не потянет. И второй раз программы реконструкции двориков уже не запустишь: не каждые же три года списывать деньги на капитальный ремонт!

Конечно, опять можно воззвать к депутатам, которые должны получать «наказные» 10 миллионов на округ. Но проблема в том, что даже на этот год наказы выполнить в полном объёме не удаётся. Опять-таки, из-за дырявой городской казны. До каруселек ли тут, когда вопрос стоит уже о своевременной выплате зарплат людям?

Остаётся рассчитывать только на самих жителей, которые из собственных же средств должны и «скинуться» на новые игровые площадки. Нетрудно подсчитать, что для 200-квартирного дома, например, 1 миллион рублей — это дополнительно по 5000 с квартиры. Сумма, конечно, не сказать, чтобы разорительная, но есть нюансы.

Во-первых, кто-то из соседей принципиально не захочет платить. Например, потому что нет детей и площадка эта — без надобности.

Во-вторых, и это главное — площадки редко ставят только лишь для одного-единственного дома. Обычно она окружена несколькими многоэтажками, и ребятня туда сбегается отовсюду. Конфликт возникнет, если один дом скидывается — а другие нет. Но дети-то всё равно приходят и играют в песочницах. Хотя их родители и отказались платить.

В этой ситуации уже в следующем году, когда проблема станет актуальной, есть риски «соседских» войн, когда с площадок будут прогонять неплатежеспособных. Либо окружать площадки заборами с пропускной системой: «своим», кто заплатил — входить можно, «чужим халявщикам» — нельзя. Закон, кстати, такой подход разрешает, если есть решение собственников. Маразм, конечно — но такая практика уже существует в ряде городов.

Однозначно властям нужно озаботится программой замены ДИК в городе, хотя бы создав переговорную площадку и понимая масштаб проблемы. По сути, с 1 января 2021 года лишь от доброй воли проверяющих органов будет зависеть — сносить «просроченные» горки-качельки или оставить их ещё на лето. И можно представить себе истерики в фейсбуках-инстаграммах от мам, когда единственным развлечением для детей во дворе станет размазывание грязи на остатках горок.

И ещё больше истерики — когда на площадке появятся новенькие классные игровые конструкции, но — за сплошным забором и «для своих».

"