Posted 27 мая 2019,, 14:59

Published 27 мая 2019,, 14:59

Modified 17 октября 2022,, 16:42

Updated 17 октября 2022,, 16:42

Не оправдавшие доверия: 30 депутатов и чиновников Оренбуржья внесены в чёрные списки

27 мая 2019, 14:59
Чуть более года назад в России появился публичный реестр лиц, уволенных с госслужбы или отозванных с депутатских мест в связи с утратой доверия. Любопытно, что из тех, кто попал в этот реестр, не оказалось ни одного «слуги народа», который фигурировал бы потом в крупном и скандальном коррупционном деле.

Не преступник, но — почти.

Юридическое понятие «коррупционный проступок» введено в правовой обиход довольно давно — ещё в 2011 году. Однако публичный реестр попавших под подозрение и утративших в связи с этим доверие появилось лишь прошлой весной.

Попадание в такой «чёрный список» — не преступление, в тюрьму за это чиновника не посадят. А вот с работы снимут наверняка, да ещё и с «волчьим билетом» — на госслужбу обратно потом, либо на какую другую ответственную казённую должность не возьмут уже точно.

В Оренбургской области список тех, кому государство больше не доверяет, насчитывает по состоянию на середину мая 30 фамилий. Подавляющее большинство — это депутаты сельских и поселковых советов.

Так же в списке три работника сельских же администраций (два бухгалтера и один специалист), два сотрудника полиции, один специалист трудовой инспекции. Впрочем, ко всем вышеназванным можно прибавить приставку «бывшие», так как за подозрения в совершении коррупционных действий они уже уволены (в случае с депутатами применять термин «увольнение» нельзя, вернее говорить — отозваны депутатские полномочия).

За пригоршню долларов и за родного парня.

Нужно отметить, что всего в чёрном списке утративших доверие по России насчитывается 1227 человек. О

ренбуржье по количеству провинившихся — один из регионов-лидеров.

Так, например, в Ростовской области лишь 19 человек внесены в этот список, в Нижнегородской области — 27, а в Татарстане и вовсе насчитывается всего 8 человек, которым не доверяет государство.

Однако было бы не совсем верным считать, что мы хуже в части коррупционной ёмкости того же Ростова или Казани. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев человека подозревают в мздоимстве и проталкивании своих корыстных интересов, пользуясь положением, по весьма ничтожным поводам.

Так, например, почти все оренбургские сельские депутаты оказались «нерукопожатными» из-за применения к ним части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. No 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Переводя с юридического на русский: депутат не указал (или неверно указал) сведения о своём имуществе и доходах.

- Нужно понимать уровень правовой и финансовой грамотности людей, которые работают в сельских представительных органах. Этот уровень невелик, мягко говоря. Более того, сейчас даже проблемы найти на должность главы поссовета человека с высшим образованием! Неудивительно, что нередко декларации о доходах заполняются откровенно криво, с ошибками, и поэтому "выбраковываются" проверяющими. А депутат оказывается утратившим доверие, - комментирует юрист Виктор Тимофеев.

Впрочем, отстраняют оренбургских депутатов и по другим причинам. Так, среди статей, по которым те утратили доверие, встречаются и валютные - то есть не указанные вклады за границей в долларах, евро или иных,отличных от рубля, дензнаках.

Есть и те, кто пострадал из-за близких родственников, работающих в той же администрации в подчинении. Нельзя, конфликт интересов - и подозрение в коррупционном проступке! Звучит вроде как грозно, а на деле очевидно же - в маленьком поссовете все друг другу родственники, устроился кто в муниципалитет (а другой работы иногда попросту и нету в деревне) - всё, повод для остракизма.

Уволенные из-за конфликта

В списках уволенных из-за утраты доверия - два сотрудника огранов внутренних дел. Это заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ОМВ России по Сакмарскому району Марат Имашев, и инженер отдела технического и организационно-методического обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Трапезников.

Как сообщили в пресс-службе регионального УМВД, работа по выявлению сотрудников органов внутренних дел, совершивших коррупционные правонарушения, проводится на регулярной основе. И факты коррупционных проступков были выявлены в ходе очередной проверки, которая состоялась по инициативе УМВД России по Оренбургской области.

Марат Имашев был уволен, как следует из реестра, из-за конфликта интересов на службе, о котором он не сообщил письменно своему начальнику.

Сергей Трапезников же уволен по статье за непредоставление (неверное предоставление) данных об имуществе (своём, своей супруги или несовершеннолетних детей).

А остальные - кристально честные?

Любопытно, что в реестре утративших доверие в основном мелькают фамилии людей совершенно непубличных и не занимающих сколько-нибудь значимых постов в областных административных и представительских структурах.

Ни одного из тех, кто был включён в список подозрительных, потом не осудили за мздоимство. А ведь вспомним - год назад область буквально сотрясали коррупционные скандалы. Арест министра сельского хозяйства Михаила Маслова и обыски у министра образования Вячеслава Лабузова. Обыски так же проходили в министерстве труда и занятости области, а руководитель этого ведомства Вячеслав Кузьмин подал в отставку. Но ни одного сотрудника вышеупомянутых госструктур в "чёрных списках" нет.

Или, как пример, ещё более нашумевший прошлогодний скандал с арестом экс-мэра Оренбурга Евгения Арапова и его заместителя Геннадия Борисова. Последний так и прямо "погорел" на миллионной взятке с поличным. Но опять-таки в списках "недоверительных" никого из городских чиновников не было. Спрашивается, зачем же тогда эти списки вообще нужны? Сельских депутатов шпынять?

Ряд экспертов прямо говорят, что угроза утраты доверия - это ещё один рычаг давления силовиков на представителей власти. Угроза оказаться на улице, да ещё и с лютой надписью в трудовой книжке - это вам не шутки, особенно если человек всю жизнь провёл на госслужбе или активно рвётся из депутатов сельских - в областные и федеральные.

Следствие только сейчас распутывает связи арестованных бывших чиновников - в том числе и с родственниками, и с подопечными. А раньше ничего этого в упор никто не замечал?

Как так получается, что ворующие миллионами чиновники оказываются вне всяких подозрений, пока гром не грянет?

И при этом же несчастных сельских депутатов десятками лишают мандатов за то, что не указали в декларации пару кур в сарае, ржавый мотоцикл и незакрытый со времён царя Гороха советский вклад на сберкнижке.

"