Posted 27 апреля 2020,, 07:06

Published 27 апреля 2020,, 07:06

Modified 17 октября 2022,, 16:49

Updated 17 октября 2022,, 16:49

ОКВЭДом не вышел! Почему буксует финансовая помощь для оренбургского бизнеса

ОКВЭДом не вышел! Почему буксует финансовая помощь для оренбургского бизнеса

27 апреля 2020, 07:06
Фото: Медиахолдинг1Mi
Пандемия коронавируса нанесла зубодробильный удар по малому и среднему бизнесу в Оренбургской области. По самой скромной оценке, около 18 тысяч предприятий области и свыше 30 тысяч индивидуальных предпринимателей оказались на грани разорения из-за «поставленной на паузу» экономики на карантине.

Правительство, конечно, анонсировало всеобъемлющие меры поддержки — их заявлено уже 33 в различных сферах. Но вот только на практике инструментарий областных властей крайне ограничен.

Кофе не лайк

Совладелица микробизнеса, бариста одной из многочисленных в Оренбурге точек «кофе с собой» Алина успела проработать в этой сфере неполных два года. И теперь готова закрыть своё ИП.

— Не сказать, что и до коронавируса дела шли блестяще. Только-только очухались после установки цифровой кассы (в 25 тысяч обошлась), только «обрадовали» нас 15%-ным ростом цены на премиальные зёрна, как теперь — коронавирус, — рассказывает бизнес-леди. — Формально работать мы можем, нас карантин не коснулся, так как и до этого дистанционно отпускали напитки. Но поток покупателей упал на 70%. Центр города почти пуст, и это в выходной тёплый день. В будни же вообще людей нет, буквально если 3-4 продажи — то уже удача. А роялти 3000 рублей каждый месяц платить нужно, плюс по аренде вопросы. Заявку на кредит отправили, но получили отказ без объяснения причин. Хотя понятно - не проходим как пострадавшие.

При этом воспользоваться мерами поддержки предприниматель не может: льготные кредиты под 0%, отсрочку по налогам и прочие «плюшки» касаются лишь тех отраслей экономики, кто официально пострадал от пандемии. А если у компании или ИП основной вид деятельности (ОКВЭД) не совпадает с тем, что утверждён в правительственном перечне, то и рассчитывать придётся только на себя.

— Подавляющее большинство членов нашей организации — это как раз микропредприятия, индивидуальные предприниматели, работающие в сфере торговли. У большинства основной вид деятельности указан как торговля продуктами питания. Даже если давно уже человек занимается совсем другим, но ОКВЭД в налоговой не менял, то формально под параметры пострадавших не попадает, — комментирует ситуацию председатель профсоюзной организации малого бизнеса Оренбурга Максим Скивко.

«Закрываем магазины — и уходим в Интернет».

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что ситуация с продуктовыми магазинами и ларьками ещё относительно благополучная. Кто-то уже почти полностью восстановил обороты и продажи, у кого-то они просели, но всё же не ушли в ноль. А вот продавцам непродовольственных товаров, особенно одежды — приходится совсем туго.

— Мы будем переформатировать бизнес полностью. Закрываем наши торговые отделы, как минимум в «Армаде», и уходим в Интернет, — рассказывает генеральный директор компании по пошиву и продаже верхней одежды «Палето» Людмила Зарщикова.

По её словам, мысль о практически полном отказе от «салонной» торговли пришла ещё прошлой осенью, когда о карантине никто и в страшном сне подумать не мог. Но уже тогда прослеживались тренды падения продаж в офлайн магазинах при росте затрат на аренду, и увеличение числа заказов в онлайне. Коронавирус стал лишь последней каплей (хотя тут правильнее было бы сказать — ушатом холодной воды), переполнившем чашу терпения.

— Я думаю, оставим одну студию в городе, больше не для продаж даже, а демонстрации моделей. А остальные магазины после карантина, наверное, открывать не будем, — говорит Людмила Зарщикова.

И хотя падение продаж верхней одежды сейчас наблюдается даже в интернете, предприниматель считает — это сезонный, временных фактор. К осени ситуация должна стабилизироваться, но уже совсем в другом ключе. Государственная помощь в части льготной аренды и снижения платежа до 0,1% на объекты муниципальной и областной собственности будет просто не нужна — так как не нужна и сама аренда в тех объёмах, что были раньше.

«Тыщща с барского плеча»

В пакете мер поддержки бизнеса собственно региональная доля — крайне невелика. Возможности области очень ограничены, несмотря на то, что наш регион входит в число территогий, где денег зарабатывают больше, чем «проедают».

Структура бюджетных потоков такова, что из каждого заработанного на территории Оренбуржья рубля 86 копеек мы отдаём в федеральный центр. И в итоге при общих доходах почти в полтриллиона рублей — имеем собственно региональный бюджет на уровне 102 миллиардов при докороанвирусных расходах в 106 млрд. То есть и без кризиса казна была сведена с дефицитом.

При этом, например, заявленная мера поддержки в виде прямых выплат по 1 МРОТ в карантинные месяцы 30 тысячам сотрудникам пострадавших предприятий «съест» 370 миллионов бюджетных рублей. Это только с 27 марта по 27 апреля. А если продлят самоизоляцию до конца мая — ещё столько же.

Область на своём уровне уменьшает, например, транспортный налог с ИП — владельцев пассажирских автобусов на 25% за 2020 год. Вроде бы минус четверть — звучит солидно. Но на практике это всего порядка 1000 рублей в год. Мизер.

— Непонятно, почему только ИП посчитали пострадавшими. А если автобусы у юридического лица — то уже нет, льгота не положена. Что за несправедливость? — недоумевает руководитель компании-перевозчика Елена Андрющенко.

Более ощутимой выглядит помощь в виде двукратного снижения ставок по единому налогу на вменённый доход (ЕНВД), принятых областью. Это позволит сэкономить бизнесу порядка 200 миллионов рублей до конца года. Или в среднем — 12 тысяч рублей на предприятие. Тоже не бог весть какие деньги, но — хоть что-то.

Правда, и здесь не обошлось без ложки дёгтя. Саму налоговую систему ЕНВД должны отменить с 1 января 2021 года. А это автоматически приведёт к массовому краху тех микропредприятий, что работали по этой схеме, ибо им придётся платить государству существенно больше.

— Это, конечно, выглядит абсурдом. Пострадавшему бизнесу сейчас хотят кинуть спасательный круг, а через восемь месяцев «ударить веслом по голове». Проще уж тогда закрыться сейчас, чем ждать конца года, — комментирует Максим Скивко.

Правда, сейчас правительство Оренбуржья активно лоббирует в Москве идею продлить режим ЕНВД для малого бизнеса до 2025 года. Но окончательного решения, подписанного премьер-министром, на сегодняшний день нет.

Чем можем — не поможем

Поддержка бизнеса заявлена на всех уровнях власти. Но в Оренбуржье три района так до сих пор и не представили свои программы по спасению экономики в коронавирус. Это города Оренбург, Орск и Оренбургский район.

Можно, конечно, возмущаться бездействием чиновников — и возмущаться заслуженно. Но если взглянуть фактам в лицо, то становится ясно: возможностей этой самой поддержки у муниципалитетов ещё меньше, чем у области.

Уменьшенные (или вовсе на время отменённые) ставки аренды и налога на землю, налоги на доходы физлиц — вот, собственно, и почти весь инструментарий на самом «низовом» административном уровне. Причём льгота, например, на 150 миллионов рублей для самого бизнеса обернётся поддержкой примерное в 5000 рублей на каждое предприятие или ИП, то для городского бюджета это потеря почти 3% всех доходов. Муниципалитеты не имеют практически никаких «подушек безопасности», и, соответственно, за свой счёт помогать бизнесу не могут.

Вот и получается, что понапринимав льгот, оплачивать их де-факто будет областной или федеральный бюджет.

"