Posted 26 июня 2020,, 11:10

Published 26 июня 2020,, 11:10

Modified 17 октября 2022,, 16:47

Updated 17 октября 2022,, 16:47

Упустили газы: оренбуржцы не смогут бесплатно установить газовое оборудование на авто

26 июня 2020, 11:10
В 27 российских регионах с 1 июля стартует масштабная программа по стимулированию перевода автомобилей с бензина на дешёвое газомоторное топливо — компримированный (сжатый) метан. На эти цели федеральный бюджет выделил почти 20 млрд. рублей. Однако Оренбургской области в числе территорий — участников программы нет.

Таким образом, наш регион лишился 700 миллионов рублей федеральных инвестиций, а 70 тысяч автовладельцев — потенциальной возможности переоборудовать фактически бесплатно свои машины на дешёвое и экологически чистое топливо.

Но — обо всём по порядку.

Вас ист газ?

Для начала небольшой ликбез о существующих видах газомоторного топлива. Первое — это наиболее распространённый вид, пропан-бутан (ПБ). Это смесь нефтяных газов, которые сжижаются при давлении в 16 атмосфер. В Оренбургской области насчитывается порядка сотни автогазозаправок (АГЗС) с этим видом топлива, с доступностью его нет проблем. Но у пропана есть существенный недостаток — цена. Литр ПБ в розницу за последние 2 недели подорожал на 30% и сегодня в Оренбурге стоит 28 рублей 30 копеек. Кроме того, пропан — это производный продукт добычи нефти, а значит, непосредственно связан с добычей и рынком «чёрного золота».

Куда более перспективным является другой вид газового топлива — метан. Это обычный природный газ, кто горит у нас «синим цветком» на кухне. Его добыча никак не завязана на нефть, и цена более стабильна. На сегодняшний день в Оренбуржье кубометр компримированного метана для заправки авто стоит 16 руб. 98 коп — это примерно эквивалентно по энергозапасу литру 95-го бензина.

Поскольку поставки природного газа за границу сейчас сокращаются, «Газпром» и правительство России активно продвигают тему увеличения внутренних продаж голубого топлива. И заправка автотранспорта метаном как раз и позволила бы убить даже не двух, а стразу трёх зайцев: обеспечить продажи «Газпрому», снизить расходы на топливо автовладельцам и улучшить экологию. Не даром метан считается самым экологически чистым горючим, который без сложных систем впрыска и катализаторов в авто спокойно «выдаёт» на выхлопе экологические нормы выше самых строгих Евро-6.

Заправляли — веселились, посчитали — прослезились.

Недостатки у метана тоже есть, и главный — это высокая стоимость оборудования для авто. Природный газ приходится сжимать до огромных давлений в 250 атмосфер. Поэтому в автомобили устанавливаются особо прочные углепластиковые, армированные баллоны, специальные топливопроводы, редуктор и т. д.

Как рассказал эксперт компании «АвтоГБО56» Алексей Ливанов, чтобы переоборудовать легковой авто на метан, нужно от 60 тысяч рублей, «Газель» — от 95 тысяч. И это только цена самого оборудования с установкой. Плюс — регистрация в ГИБДД, которую обязательно нужно проводить, так как в конструкцию машины вносятся существенные изменения. Общие затраты на это составят около 5000 рублей, да ещё и пару дней побегать по кабинетам придётся, оформляя бумажки.

— Со второй декады июня, когда поползли цены на бензин и резко скакнула стоимость пропан-бутана, мы отмечаем значительный рост интереса к метановому ГБО, — рассказывает Ливанов. — Бывает, что по 30-40 человек интересуются, прицениваются. Выгода, безусловно, есть, особенно если машина используется для коммерческих целей, в такси, если это «Газель» на грузоперевозках, автобус… Но многих смущает, конечно, цена оборудования.

Здесь-то бы как раз и пригодилось участие в государственной программе субсидирования затрат на установку ГБО. Тем более, что правительство РФ с 1 июля готово вернуть 60% стоимости оборудования, да плюс «Газпром» использует свою собственную программу «ЭкоСити» и раздаёт карты на заправку газом со скидкой в 50%. Это ещё порядка минус 30% расходов, итого — до 90%. То есть свою машину можно перевести на метан фактически бесплатно.

Но не оренбуржцам.

За скидкой в Башкирию

Как мы уже говорили выше, подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива», которую на днях подписал премьер Михаил Мишустин, включает в себя 27 регионов, где будут действовать субсидии и активно развиваться сеть компрессорных метановых заправок — АГНКС.

В списке регионов наши соседи: Челябинск, Татарстан, Башкортостан, а так же регионы Приволжья: Нижний Новгород, Чувашия, Удмуртия, Пермский край.

При выборе территории для участия в проекте учитывалась готовность регионов к развитию сети метановых газозаправок и наличие собственных программ поддержки автомобильной «газификации». И вот тут-то оказалось, что похвастаться нашему региону нечем.

В Татарстане, например, уже три года действует региональная субсидия: 25 тысяч рублей можно получить при переводе машины на метан из казны республики.

В Башкортостане все «газифицированые» авто получают скидку на дорожный налог в размере 50%. Неудивительно, что даже дорогие «ЛэндКрузеры» ездят там на «голубом топливе»: скидка в год по налогам достигает 35 тысяч рублей.

А у нас? Область, где расположен крупнейший в Европе газзавод. Где с 2000 года чиновники рубят ладонью воздух и обещают создать уникальную территорию «зелёного» экотранспорта, где ещё 10 лет назад обещали закупить мобильные заправочные газгольдеры для перевода сельхозтехники на метан — не сделано практически ничего.

15 (!) лет потребовалось, чтобы с огромным скрипом согласовать выделение земли для строительства второй метановой заправки в Оренбурге. В прошлом году она наконец-то заработала, но всего две АГНКС на полумиллионный город: такими темпами программу газомоторного топлива мы будем реализовывать ещё лет сто.

Газанули по полной

Любопытно, что Оренбургская область в целом на довольно приличном счету в части количества «газифицированного» транспорта. У нас в регионе насчитывается около 50 тысяч авто на голубом топливе. Но львиная доля — это технологический транспорт «Газпром добыча Оренбург», «Газпром переработка» и смежных структур. Технику газового гиганта практически всю перевели на метан (что, в общем-то, логично).

А вот вне структур «Газпрома» переоборудование авто идёт крайне медленно. Одно время обсуждались программы внедрения метанового оборудования на общественном транспорте Оренбурга — это позволило бы сделать воздух чище и снизить цену на проезд. Но дальше голых слов дело не пошло.

— Мы были одними из первых, кто принял решение о переводе городских автобусов на метан. Три года назад это стоило, с учётом всех сопроводительных документов, более 100 тысяч рублей на один автобус. — рассказывает совладелец компании «Лидерком» Александр Шмарин. — Но никаких областных и муниципальный программ поддержки не было. Всё делали сами, за свой счёт.

Бывший губернатор Юрий Берг в 2015 году громко анонсировал и внедрение газового топлива на селе. Перевод сельхозтехники на метан позволял сократить расходы на посевную и уборочную на 40%. Для заправки газом техники в область должны были придти два передвижных газгольдера — мобильных заправочных комплекса. Они действительно приехали, поработали немного в Оренбургском и Саракташском районах, «засветились» в СПК «Красногорский» и «Приуральский» — а затем пропали. По словам депутата Оренбургского поселкового совета Бекпая Джуламанова, начиналось всё серьёзно, были заключены договоры и определены площадки, на которых должны стоять газовые "танки". Но через некоторое время они попросту уехали и - не вернулись.

Идея, которой нет

А ведь как красиво всё начиналось и как могло было быть! Оренбургская область традиционный центр газодобычи и переработки в центральной части России. В Орске было освоено производство метановых углепластиковых баллонов. Не было особых проблем на простаивающих орских мощностях наладить и выпуск других элементов газотопливной аппаратуры. Сами делаем, сами устанавливаем, сами заправляем и показываем всей стране, что нам начихать на бензиновые «расколбасы» и ползущие вверх ценники. Если бы такую программу запустили, как и анонсировали, ещё в 2006 году, то сегодня уже был бы опыт, компетенции, и даже наработан определённый «зелёный» бренд региона. Солнечные станции, экологический транспорт…

Ну да мечтать не вредно. Реалии же таковы, что тема развития рынка газомоторного топлива остаётся в «газовой столице» Поволжья в зачаточном состоянии.

Какие скидки на переоборудование авто на метан всё-таки можно получить?

На сегодняшний день в области действуют две федеральные программы, которые финансируются «Газпромом».

Тот, кто поставит метановое ГБО, получает скидочную карту для заправки на АГНКС «Газпром газомоторное топливо» (таких у нас в Оренбурге две) с лимитом 25 тысяч рублей для легкового авто и 35 тысяч — для грузового.

По этой карте цена метана будет на 50% ниже — то есть 8 руб. 49 коп. за кубометр до тех пор, пока не будет выбран лимит.

Вторая программа называется «ЭкоСити». Её суть в том, что если владелец переведёт машину на метан и обклеит свой автомобиль символикой «Газпром газомоторное топливо», то ежегодно он будет получать на счёт:

  • 80 тысяч рублей - владелец легкового авто;
  • 150 тысяч рублей - "Газель" или другой мини-грузовичок;
  • 180 тысяч рублей - автобус;
  • 350 тысяч рублей - магистральная фура-тягач.

Выплаты производятся раз в квартал после предоставления фото- и видеодоказательств, что авто продолжает ездить с логотипами ГМТ.

"