Posted 26 января 2020,, 18:17

Published 26 января 2020,, 18:17

Modified 17 октября 2022,, 16:36

Updated 17 октября 2022,, 16:36

«Я вам покажу!» За год область в 8,5 раз увеличила расходы на заграничные презентации

26 января 2020, 18:17
АО «Корпорация развития Оренбургской области» в прошлом году поставила абсолютный рекорд в выставочной деятельности за всё время своего существования. По её заказу бизнес-миссии и передвижные стенды выезжали 16 раз в 9 разных стран. Но есть ли толк от таких поездок — тем более, за бюджетный счёт?

Корпорация развития области (КРОО) была создана ещё в 2011 году целиком на средства областного бюджета. Главным и единственным её акционером является Министерство природных ресурсов Оренбуржья. А цель, как следует из названия — собственно, развитие нашего региона и его бизнес-потенциала.

Заграница нам поможет

Однако организацией именно что выставок и бизнес-миссий до недавнего времени Корпорация практически не занималась. А на зарубежных направлениях заказов бизнес-миссий не было вообще.

Так, по данным из открытых источников, с 2013 года КРОО заказала организацию проведения лишь двух выставочных мероприятий, одно у нас в Оренбурге, другое — в Санкт-Петербурге. Но зато в минувшем 2019-м заказы и поездки посыпались, как из рога изобилия.

Корпорация в общей сложности потратила 19 миллионов рублей, а делегаты от Оренбуржья побывали: в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Киргизии, Китае, Италии, Финляндии, Германии и Турции.

Если учесть, что предыдущие годовые расходы на выставки составили около 2,2 миллионов рублей, то увеличение — в 8,5 раз!

Одной из самых дорогих поездок прошлого года стало участие в выставке технологий фильтрации и сепарации воды и воздуха, утилизации стоков FILTECH — 2019 в немецком городе Кёльне. Контракт на организацию и участие оренбуржцев в ней был заключён с московской фирмой «АРБ». Цена вопроса — 1 млн. 920 тыс.

Самой недорогой бизнес-миссией стала поездка в Казахстан (что, в общем-то, и понятно) 5–7 июня. Всего 690 тысяч рублей. Правда, в Казахстан, кроме этого, оренбургские бизнес-миссии выезжали ещё дважды.

Впрочем, лидером по числу поездок, оплаченных через Корпорацию, стал Узбекистан. Миссии туда в прошлом году отбывали четыре раза, на выставки по металлургии и горному делу, на аграрную выставку и дважды — с целью знакомства и установления деловых контактов.

Мы отправили запрос в Корпорацию развития области с просьбой рассказать о практических результатах таких поездок, и — главное — твёрдых контрактах, которые, возможно, заключили оренбургские экспортёры с иностранными партнёрами. В конце концов, область тратит солидные суммы на event-организацию, должны же быть результаты.

Но на момент публикации материала ответа так и не получили. Из открытых же источников и пресс-релизов известно пока только о намерениях контракты заключить. До реальных же инвестиций или стабильно налаженного экспорта — ещё далеко.

Устаревший формат?

Между тем выставки как формат представления инвестиционных и бизнес-возможностей в современном мире вызывают неоднозначную реакцию. Ряд экспертов полагает, что сегодня это уже неактуально и в конечном итоге слишком дорого. Например, средняя стоимость участия в выставке даже в России составляет с расходами на поездки, аренду площади, доставки-сборки-разборки стендов от 400 тысяч рублей. И это самый минимум.

А что в итоге? В 2015 году почти в 8 миллионов рублей обошлось участие области в агровыставке «Зелёная неделя» в Германии, а каков был результат за эти годы? Кроме небольших партий мёда, растительного масла-сырца и необработанной твёрдой пшеницы мы в Евросоюз так ничего и не поставляем.

Кстати, резкое падение показывают и обороты крупнейших экспо-центров России. Если в 2014 году выручка приближалась к 50 миллиардам рублей, то в 2015-м сократилась до 40 млрд. К 2019-му году оборот составил лишь 35 миллиардов рублей. Это показывает, что компании отказываются от участия в выставках, выбирая иные форматы своего продвижения. С более глубоким охватом аудитории и меньшими затратами, в том числе используя зарубежные интернет-площадки и мультимедиа — платформы.

Кстати, вдвое за последние 6 лет сократилось число и специализированных выставок и в Оренбуржье. Если в 2014 году проводилось 11 мероприятий, то на год нынешний запланировано только 6.

Увы, но несмотря на попытки «прорыва», оренбургский экспо-бизнес так и не вырос за рамки местечковости. Несмотря на многократное увеличение расходов, практической отдачи пока не видно. Конечно, можно возразить — «с наскока», за одну поездку, крупным экспортёром не станешь и миллиарды инвестиций тоже едва ли привезёшь.

Да, это аргумент. Но не менее весомый аргумент и в том, что каждая такая поездка влетает в бюджетную копеечку. Например, четыре поездки в Узбекистан обошлись бюджету в 4,5 миллиона рублей. Чтобы вернуть эти деньги в областную казну компании должны наторговать с Узбекистаном столько, чтобы получить прибыль не менее полумиллиарда рублей. Но что-то о таких контрактах и близко ничего не слышно.

Никакой международной переговорной площадки, о которой так мечтали, не получилось и у нас в Оренбуржье. А Форум «Евразия — 2019», где с ошибками на английском были выставлены стенды некоторых районов, пока уж точно на масштабность и международность не тянет.