Posted 25 июля 2018,, 09:20

Published 25 июля 2018,, 09:20

Modified 17 октября 2022,, 16:12

Updated 17 октября 2022,, 16:12

Денатурат, "стручок" и клей БФ: что пили в СССР во времена "сухого закона"

25 июля 2018, 09:20
Ровно 60 лет назад, летом 1958 года, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством...». Оно стало первой (но далеко не последней) попыткой в новейшей истории нашей страны остановить наступление "зелёного змия".

Борьба с алкоголем будет усиливаться на государственном уровне ещё четырежды, вплоть до почти полного введения "сухого закона" последним Генсеком СССР Михаилом Горбачёвым. Тем не менее достичь результата власть так и не смогла. Зато наш российский народ стал необычайно изобретательным в части того, как принять дозу горячительного, наплевав на все ограничения по продаже вина, водки и пива.

Итак вместе с "Новыми Известиями" и блогером Максимом Мировичем вспомним, что же пили в СССР во времена всё ужесточающихся норм по борьбе с пьянством.

Денатурат

На первое место по популярности из неофициальных, так сказать, напитков того времени можно смело поставить денатурированный этиловый спирт - денатурат. В народе его ласково называли "денатурчик", "синенький" и "зелененький". Он представлял собой обычный этанол, в который добавляли ядовитые присадки, как раз чтобы исключить его пищевое применение. Как правило, денатурировали метанолом, иногда формальдегидом. Однако рабочий класс это не останавливало: пили как есть, но иногда также пробовали и очистить (способы были разные). Последствия употребления "денатурчика" были самые разные - от мощного чернильного выхлопа поутру до слепоты.

"Борис Фёдорович" и "тормозуха"

Пожалуй, это были одни из самых экстремальных напитков советских алкоголиков - такое пили на всяких производствах, от безысходности - когда выпить очень хотелось, но не было возможности достать что-то более приличное.

Именем "Борис Фёдорович" (встречался и вариант "Борис Федотович") называли клей "БФ", который представляет собой фенолформальдегидную смолу, растворенную в этиловом спирте, ацетоне или хлороформе. Сложно представить, но эту дрянь когда-то тоже пили - "Борис Фёдорович" водился в основном в цехах, там же были и инструменты для его подготовки к употреблению: клей наливали в емкость, затем туда же насыпалась соль, а затем вводили в ёмкость вращающуюся деревянную палку (например, на дрели или на сверлильном станке). Клеящее вещество (смола) наматывалось на палку, а спирт оставался в ёмкости. Уже полстакана "Бориса Фёдоровича" валили здорового мужика с ног, а похмелье наутро было страшным.

"Тормозухой" в разговорной речи называли тормозную жидкость на спирту, которая в изобилии была в автопарках и ремонтных мастерских. Прежде чем пить, её предварительно вымораживали - "пускали по рельсе" или по стальному лому. Для этого кусок рельсы или лом выставлялся на крепкий мороз, затем, когда металл основательно промёрзнет, тонкой струёй пускали сверху вниз тормозную жидкость. Касторовое масло и присадки примерзали, а спирт, имеющий температуру замерзания -117 градусов, капал снизу.

"Спирт-стручок". Так называли гидролизный спирт, который вырабатывали из опилок и отходов древесины, гидролизируя целлюлозу дерева серной кислотой. Водка из "стручка" имела резкий привкус лакокрасочной химии и оставляла после себя перегар ацетонового типа.

Считалось, что "стручок" относительно безопасен - от него не слепли и не умирали, но чудовищное похмелье и общая длительная интоксикация организма гарантированы.

Кстати, напитки на гидролизном спирте и сегодня имеют хождение на нелегальном рынке - такой вот алкогольный привет из 80-х.

Коньяк "Три косточки" и абсент "Огуречный"

В среде опытных алкоголиков одеколоны и лосьоны были чем-то вроде элитных напитков - как хорошее бренди или абсент. Если та же тормозуха или "Борис Фёдорович" доставались любителям заложить за воротник практически бесплатно, за парфюмерию приходилось платить, и немало.

Например, легендарный "Тройной одеколон" в простонародье уважительно назывался "Коньяком "Три косточки". Его 180-граммовый "фуфырик" стоил целых 98 копеек, и алкашня покупала одеколон только по большим праздникам. Не брезговали "тройничком" и люди среднего класса: чем давиться вусмерть в очередях за водкой и коньяком, совслужащие среднего звена нет-нет да и заглядывали в парфюм-отделы.

Более народным в этом смысле был лосьон "Огуречный" - он стоил дешевле и чаще встречался в продаже. А главное, как уверяли те немногие совграждане, побывавшие за границей, по цвету и вкусу напоминал настоящий европейский абсент.

И хотя парфюмерия не содержала в своих составах метанол и альдегиды, была сравнительно безопасной, тяжёлые последствия для организма всё-таки могли наступить. В первую очередь - панкреатиты и гастриты, вызванные сильными ожогами слизистой пищевода и желудка красителями и эфирными маслами.

Коктейль "Кхе-кхе" и стекломой "Секунда"

Эти, с позволенья сказать, напитки были известны уже в позднеперестроечное время и первые годы после развала СССР. Коктейль "Кхе-кхе" представлял собой настойку от кашля на спирту, иногда её вымораживали по образцу "тормозухи", иногда пили так. Настойку отличал отвратительный вкус из-за содержащихся там трав, и в частности - календулы. Полстакана "коктейля" вызывали сильную тахикардию - сердце трепыхалось, как птица в руке. Поэтому немногие алкоголики рисковали пить его "сырьём" - обычно разбавляли менее "термоядерным" напитком (тем же "стручком").

Жидкости для мытья окон - стекломои, и в частности широко известную "Секунду" белорусского производства, пили уже в 90-е, от безысходности. "Секунда" была голубоватого цвета и воняла не слишком сильно, отчего и пользовалась популярностью у алкашей. Последствия употребления - слепота и острый панкреатит из-за содержащегося в составе метилового спирта.

После развала Советского Союза, когда рухнул "железный занавес" и на рынок хлынула алкогольная продукция в невообразимом ассортименте, все вышеописанные эрзац-напитки быстро ушли в прошлое.

На их место встал легендарный (и отвратительнейший по вкусу) спирт "Рояль" - отпускался в литровых бутылках с красивой этикеткой. Нельзя не вспомнить и о водке "Чёрная смерть" в алюминиевых баночках 0,33 л, тоже редкостная гадость...

Чуть позже, к концу 90-х, прилавки заполонили спиртосодержащие жидкости типа "Росинка" - стоили они буквально копейки и продавались повсеместно. Относительный порядок на рынке алкоголя удалось навести лишь ближе к 2010-м, впрочем, не искоренив суррогаты полностью.

И поныне государство ведёт борьбу с "фуриками" типа "Боярышник", контрабандной водкой из Казахстана, гидролизным спиртом - без особого, однако, успеха. Зелёный змий, как антигерой в известной русской сказке, отращивает новые головы быстрее, чем доблестный трезвенник Илья Муромец успевает их срубать.

"