Posted 25 мая 2020,, 06:49

Published 25 мая 2020,, 06:49

Modified 17 октября 2022,, 17:10

Updated 17 октября 2022,, 17:10

«30% закроются осенью»: бизнес в Оренбурге выходит из карантина и летит в кризис

25 мая 2020, 06:49
Оренбургская область постепенно выходит из режима самоизоляции. Вот уже вторую неделю работают торговые центры, оживает малый бизнес, более-менее «очухивается» сфера услуг. Однако эксперты предупреждают: настоящий кризис ещё впереди. Обвал случится осенью, и последствия его будут катастрофическими.

«Месяц карантина — и открываться будет некому»

Два месяца самоизоляции и простоя для оренбургской экономики стали настоящим шоком. Причём таким, что последствия его ещё только предстоит понять и ощутить до конца. Два месяца более 20 тысяч малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в области не работали и не получали дохода.

— У меня небольшой отдел сантехники и бытовых товаров, месячный оборот — около 400-500 тысяч. Вот, считайте, что два оборота потеряны, миллион рублей. Накоплений, конечно, практически никаких, вся в кредитах. Сейчас пытаюсь продать машину, «Фльксваген Поло», но и здесь проблемы — никто не покупает, либо предлагают сущие копейки, — сокрушается предприниматель Елена К. из Оренбурга.

Ещё более катасрофическое положение сложилось в сфере общепита. Если торговые комплексы пусть с ограничениями, но открылись, то кафе и рестораны — нет. Не спасает и торговля навынос: предприниматели поясняют, что это отдельное направление в работе, которое надо развивать, раскручивать, разрабатывать логистику и просчитывать экономику.

— Есть предел рентабельности кухни: если навынос готовить всего 3-4 блюда в день, то это попросту невыгодно. Дешевле совсем не выходить на работу и уволить поваров. Работали в эти месяцы лишь те, у кого уже был раскрученный сервис доставки. Но даже у них объёмы заказов упали в разы, — рассказывают рестораторы.

Остаётся ещё надежда, что в начале июня общепиту всё-таки разрешат открыться. Если же карантин для кафе продлится ещё месяц, открываться будет уже некому.

Кассовый разрыв

Государство сегодня пытается вводить меры для помощи бизнеса, но даже оптимисты признают — они явно недостаточны. Пессимисты же и вовсе считают, что реальной помощи нет, а то, что выделяется — мизер, не влияющий практически ни на что.

Впрочем, даже если удастся получить помощь от казны, это лишь отсрочит неизбежное. Так как фундаментально проблема не решается.

— Проблемы в экономике страны были ведь и до коронавируса. Фактически с 2015 года мы ощутили резкое снижение платёжеспособного спроса, и он так и не восстановился. Эпидемия лишь обострила то, что назревало ранее. А некая эйфория от того, что самоизоляция заканчивается, и вроде как снова люди пошли в магазины — она обманчива, — считает председатель ассоциации малого и среднего бизнеса Оренбурга Максим Скивко.

— Если у предпринимателя были банковские кредиты до пандемии, то они никуда не делись. Если за два карантинных месяца образовалась «дыра» из-за недополученной выручки, если есть кассовый разрыв — он тоже никуда не делся. Льготные кредиты на зарплату отсрочат крах, но фундаментальная-то причина никуда не делась. А она проста: у людей нет денег покупать товары и услуги, только самый минимум.

Анализируя положение в отрасли, в ассоциации составили два прогноза развития ситуации, оптимистический и пессимистический. Оптимистический вариант — до конца года закроется около 10% всего малого и микробизнеса в области. Пессимистический — обанкротится и ликвидируется каждый третий. Именно к ноябрю закончится эйфория и придётся входить в нормальный налоговый режим, начать платить по взятым кредитам, пусть даже и льготным. И есть опасения, что в нормальной экономической среде, обременённый долгами, бизнес уже функционировать не сможет.

— Очень многое будет зависеть от действий федерального Минэкономразвития. И ситуации со второй волной коронавируса. Роспотребнадзор нас уже предупреждает, что она будет. И я считаю, что это сигнал бизнесу и властям. Нужно как можно скорее разработать эпидемические протоколы, опираясь на полученные знания о вирусе. Не закрывать всех скопом и сразу, а дать возможность работать, соблюдая меры защиты. Если власти пойдут по второму пути, потери для экономики будут несравненно меньше.

Тратьте в области — спасите бизнес!

Коронавирус обнажил и ещё одну серьёзную проблему региона — отток платёжеспособного спроса в соседние регионы и даже государства. Это не было особой тайной и ранее, но до корона-кризиса никто не придавал тому большого значения.

Смысл, между тем, в том, что «высший средний класс» и состоятельные люди, которые и могут сформировать спрос на товары и услуги в Оренбуржье, предпочитают тратить деньги в магазинах Москвы, Самары, Уфы и за границей. Вчистую проигрывает сфера туризма: отдыхать с более-менее приличным уровнем комфорта и развлечений у нас негде. Соль-Илецк ни разу не конкурент и близко по уровню даже с мегабюджетными курортами Краснодара. А Бузулукский бор — по ценам, так как в нашей хвойной жемчужине ценник просто запредельный. Пытались облагородить Соль-Илецк и сделать доступным бор — но вот уже третий губернатор в области, а результат — нулевой.

Мебель, брендованные вещи и даже автомобили у нас тоже предпочитают брать у соседей. Там и дешевле, и выбор комплектаций больше, да и не обманут (привет автосалонам «Реном» и «Бейлин Моторс»).

Оренбург всё менее привлекательным становится для крупных брендов, что и неудивительно: при оттоке населения и капиталов выручка падает, и в кризис закрываются первыми самые малоэффективные магазины. Что в итоге становится замкнутым кругом: меньше брендов — меньше проходимость магазинов и выручка.

При высокой цене на нефть и сохранении налогового и производственного потенциала в регионе ещё «крутились» ощутимые деньги, но после 2014-го финансовая река усохла до ручейка. Да и тот в итоге перенаправили в Москву.

Бизнес в Оренбурге, впрочем, надеется, что нынешнее лето позволит этот самый денежный ручеёк таки вновь направить в область. Закрытые границы и невозможность улететь в отпуск за рубеж, жёсткие карантинные меры в Москве и соседних Уфе, Самаре, Казани и т. д. вынудят оренбуржцев «прибарахляться» и тратить деньги в родном регионе. И это должно подстегнуть обороты и дать шансы сферам торговли и услуг хоть как-то начать выползать из самого глубокого с 90-х годов кризиса.

"