Posted 24 сентября 2018,, 09:18

Published 24 сентября 2018,, 09:18

Modified 17 октября 2022,, 16:14

Updated 17 октября 2022,, 16:14

Метановый "пшик". Как Оренбург упустил возможность стать газомоторной столицей России

24 сентября 2018, 09:18
На днях через Оренбургскую область прошёл этап автопробега "Газ - в моторы!", который проводит большой "Газпром" для пропаганды природного газа как чистого и дешёвого автомобильного топлива. Мероприятие это снова подняло в Оренбуржье газомоторную тему, которая вот уже много лет продвигается только на бумаге.

Россия - абсолютный лидер по запасам природного газа (метана): на территории нашей страны, по данным ОПЕК, сосредоточена четверть всех разведанных объёмов и месторождений. Для сравнения - на втором и третьем месте после России стоят Иран и Катар, имеющие соответственно 17 и 12 процентов от мировой доли соответственно.

Совершенно логичными в таком разрезе выглядят планы по развитию в нашей стране и парка автомобилей на газомоторном топливе. По сравнению с бензином и дизелем метан (при аналогичном пробеге) в четыре раза дешевле и намного экологичнее. Сгорая в двигателе, он даёт в виде выхлопа безвредные углекислый газ и воду. Не нужны дорогие катализаторы и сажевые фильтры, сложные системы электроники и регулировки впрыска: заправляя даже старый "Жигуль" метаном, мы "на выходе" получаем автомобиль с нормой выхлопа не ниже Евро-5 - и без особых ухищрений.

Неудивительно, что тема продвижения газомоторных авто быстро стала весьма важной в государственном масштабе. В самом деле - имея много дешёвого газа, логичнее расходовать для внутренних нужд именно его. А "грязные" нефтепродукты продавать за границу.

Трудностей при езде на газе лишь две: во-первых, нужно установить довольно дорогостоящее оборудование, а во-вторых - иметь возможность этот самый метан заправлять. Но именно здесь, что называется, и нашла на благостном поле коса на камень.

Газанули по-полной.

Сегодня уже мало кто помнит, но в начале 90-х Оренбургская область была одна из лидеров в стране по численности автотранспорта на метане. Автобусы, грузовики, тягачи и даже снегоуборочная техника активно использовала газ. Причина - прозаичная: значительная доля автопарка в Оренбурге была "газпромовская", то есть обслуживала нужды нашего газового гиганта и газовых промыслов. При этом "Оренбурггазпром" логично считал, что незачем тратить деньги на сторону, покупая бензин, когда собственного топлива в избытке.

Существовала и инфраструктура для заправки и обслуживания газомоторных авто. Более того, в Орске был налажен даже выпуск баллонов под метан: сначала стальных, а затем и более ёмких и прогрессивных углепластиковых.

В середине 2000-х тогдашний директор "Оренбурггазпрома" Сергей Иванов торжественно объявил о масштабной программе по автомобильной "газификации" сначала городов, а потом и сёл региона. Задумка и в самом деле была блестящей - столицу газопереработки России, Оренбург, сделать ещё и газомоторной столицей! Расширить выпуск баллонов, освоить производство оборудования, перевести на газ весь муниципальный транспорт (не только автобусы, но и коммунальную технику), а там дальше "поддать метанчику" и в сельхозмашины!

Шутка ли, аграрии в посевные-уборочные тратят ежегодно по 2 миллиарда рублей на топливо - солярку и бензин. А можно было бы сократить эти затраты в разы, показав всей стране беспрецедентный масштаб экономии. Это и почёт, и внимание, и инвестиции!

Шик - и пшик.

Увы. Поддержанные на словах радужные планы так и остались лишь громкими заявлениями. И ключевой причиной стала неразвитость газозаправочной инфраструктуры.

К 2000-м "Газпром" всё больше услуг заказывал в формате аутсорсинга, то есть не держал на балансе собственный автопарк, а просто платил сторонним фирмам за перевозку людей и грузов. Некогда мощнейшие газпромовские автоколонны были распроданы, "раздербанены" новыми собственниками, а метанопроводы, компрессоры и баллоны для заправки пущены в металлолом.

Из четырёх газовых метановых компрессорных заправок в городе осталась действующей только одна. Что, конечно, не оставляло шансов на сколько-нибудь активное развитие газомоторной темы. Смысл ставить метановое оборудование, если ради заправки этим самым метаном нужно сделать 30-40 километров на круг?

Тема про "газификацию" сельхозтехники и вовсе заглохла: в поле метановую колонку не поставишь, нужны специальные мобильные заправщики - криотанки. Один такой стоит около 30 миллионов рублей, а на всё Оренбуржье потребуется не менее двух-трёх десятков - слишком уж растянута у нас область, слишком велики целинные площади. Большой "Газпром" хоть и обещал помочь, но по сей день ни одного криотанка мы даже в глаза не видели.

Единственный более-менее работающий сегодня газомоторный проект - это примерное 150 "Пазиков", которые ходят на городских пассажирских маршрутах и заправляются метаном. Вечерами вереница этих автобусов выстраивается на газозаправке на Объездной: желающие могут подойти и пообщаться с водителями, которые точно не полезут в карман за крепким словцом, описывая ситуацию с очередями.

В 2014 году шли разговоры о строительстве собственной газозаправки на территории муниципального автопредприятия "МКП"по проезду Автоматики, но результат вышел нулевой. Оказалось, что существующие газовые сети просто не выдержат такой нагрузки: проще говоря, при заправке автобусов из существующего газопровода будет "высасываться" слишком много природного газа - в итоге потухнут плиты и колонки в соседних домах. Нужно прокладывать новую, отдельную нитку до автобазы, но на это нужно сотни миллионов рублей, которых ни в городской казне, ни у "Газпрома" не нашлось.

- По сути, на сегодня именно метановое направление в общественном транспорте - самое перспективное. Нам говорят, что экологичен троллейбус, но это лукавство. Ведь по сути, мы сжигаем тот же метан на ТЭЦ, получаем электроэнергию, передаём по проводам... А большой автобус расходует метан напрямую, без посредников и потерь. И имеет при этом практически "нулевой" выхлоп - водяной пар и углекислый газ, объясняет депутат Оренбургсого городского совета Александр Шмарин.

Троллейбусы же оказываются очень дороги в эксплуатации и громоздки на дороге. Львиная доля из тех ежегодных 200-миллионных дотаций из городской казны на муниципальный транспорт как раз уходит именно на поддержание электротранспорта. Хотя гораздо эффективнее было бы продвигать "метановую" тему.

По китайскому образцу.

Вернёмся к тому, с чего начали - с автопробега "Газ в моторы!". Напомним, что автомобили на метане в рамках этого пробега едут из китайского города Жудун в наш Санкт-Петербург, по дороге делая остановки в различных городах Китая, Казахстана и России. Маршрут движения примерное совпадает с маршрутом будущей мега-автомагистрали "Шёлковый Путь", которую сейчас строят дорожники трёх стран.

Журналисту 56orb.ru в неофициальной обстановке удалось пообщаться с водителями автопробега и узнать, как обстоят дела с газификацией автотранспорта в Поднебесной. Услышанное удрчает.

Во-первых, Китай уже практически завершил свою часть магистрали: автодорога отличная, высшей категории, а главное - на всём протяжении её уже стоят газовые заправки. Расстояние от одной до другой не более 100 километров. Да и в целом количество машин на метане в Китае на два порядка больше, чем у нас. Почти все городские автобусы, такси - "газовые". Причём главная цель даже не удешевление пробега (хотя и это важно), а забота об экологии. В переполненных китайских городах идёт борьба за каждый глоток чистого воздуха - и государство даёт преференции тем, кто ездит на газе.

Более того, в Поднебесной активно развиваются заправки с использованием "топлива будущего" - жидкого метана. Голубая жидкость с температурой кипения -161 градус заправляется в специальные баки-термосы и позволяет, например, грузовику-фуре IVECO проехать с 10 тоннами груза до 800 километров без дозаправок. В Китае такие заправки ставят вдоль всей трассы "Шёлкового пути", понимая, как это важно для грузопотока и стоимости транзита.

В России же на всю страну сегодня не более десятка "точек", где можно залить "топливо будущего" - да и то лишь в качестве эксперимента.

Кстати, для самих участников пробега в колонне идёт так же и два метановых криотанкера для подзаправки. Так как на сегодня, увы, как минимум по территории России проехать только на природном газе, не расходуя другие виды топлива, невозможно.

Упущенные надежды?

Подытоживая, можно сказать, что Оренбургская область стремительно упускает возможность стать первым пилотным регионом России, где наглядно были бы продемонстрированы все преимущества экологически чистого газового топлива. Как говорится, сам Бог велел: имея огромные запасы метана, крупнейший в Европе газоперерабатывающий завод и большой опыт эксплуатации коммерческой техники показать, что мы как минимум не хуже китайцев. Опять-таки, через Оренбуржье пройдёт участок "Шёлкового пути" - чем не повод создать инфраструктуру для заправки фур?

На востоке области стоят заводы, которые могли бы наладить выпуск газового оборудования - сначала для нужд области, а затем и всей страны. Опыт и наработки есть, только они не востребованы. Да и в конце концов, почему бы не сделать оренбургский газ для автомобилей таким же брендом, как и оренбургскую паутинку? В условиях, когда цены на бензин и соляру скачут, как жеребцы на дерби, заправка по 10-12 рублей (!) метаном в литровом эквиваленте была бы настоящим спасением для целых сегментов экономики.

Но увы. Это всё мечты - и похоже, несбыточные. За полтора десятилетия обещаний "Газпром" так и не построил ни одной новой газовой заправки в регионе. Хорошо хоть обновил единственную имеющуюся, проведя реконструкцию.

Активнее надо быть и областным властям, продвигая на российских форумах и выставках в том числе и тему газификации транспорта. Тем более, что год назад глава "Газпрома" Алексей Миллер уже говорил с губернатором Оренбуржья Юрием Бергом о строительстве трёх новых АГНКС в области. Правда, дальше разговоров опять дело не пошло. Зато главе нашего региона напомнили о долгах, которые Оренбуржье накопило за газ.

В итоге получается, что тратить миллиарды долларов на газопроводы в Китай и "Северные потоки" в Европу приоритетнее, чем развивать внутреннее потребление и стимулировать создание экологического, дешёвого транспорта и инфраструктуры для него. И именно китайцы "снимут сливки", когда их грузовики, заправившись российским газом, помчат свои товары во все уголки континента.

"