Posted 24 августа 2020,, 07:06

Published 24 августа 2020,, 07:06

Modified 17 октября 2022,, 16:46

Updated 17 октября 2022,, 16:46

Арбузы из золота? Почему так взлетели цены на популярную ягоду и когда они снизятся

24 августа 2020, 07:06
Главное лакомство конца августа-сентября в Оренбуржья, знаменитый соль-илецкий арбуз, в этом году бьёт антирекорды по стоимости. Обычно к концу лета цена бахчевых на рынках падает донельзя, как говориться — покупай и ешь от пуза. Но — не теперь.

Царь-ягода

Оренбургская область, а точнее, город Соль-Илецк — настоящая арбузная столица России. Несмотря на то, что по стране более раскручен астраханский бренд, в реальности по площадям бахчевых именно наш регион занимает первое место в стране.

В экономике южных районов области бахчевые занимают значительную долю, являясь основной сельхозкультурой. В хорошие годы с гектара бахчей в Соль-Илецком городском округе или Акбулакском районе можно собрать по 40 тонн арбузов или 30 тонн дынь. На орошаемых полях урожайность и того выше — по 50 тонн с гектара.

Начиная с 2000 годов площади бахчевых в области непрерывно увеличивались, достигнув рекорда в 2017 году — 56 тысяч гектар. Но это по официальным данным. В реальности же арбузные посевы могут быть ещё больше, так как многие фермеры пересевают клины, отведённые под зерновые культуры, на бахчевые.

Как шутил в своё время экс-глава Соль-Илецкого района Юрий Вдовкин, «земля у нас удивительная. Сеют пшеницу, гречиху, подсолнечник — а вырастают там почему-то одни арбузы».

Логику фермеров, впрочем, понять можно. В засушливых южных территориях зерновые растут плохо, велики риски неурожая. А бахчевые гарантированно дадут прибыль. Кроме того, реальный учёт урожайности арбузов и дынь подсчитать очень сложно. Их забирают перекупщики прямо с полей, закидывая многотонные фуры и отправляясь в разные точки страны. Расчёт нередко наличными на месте. Точно так же платит фермер рабочим на поле: благо, граница с Казахстаном рядом и обычно проблем с поисками сезонных работников не стоит. Логистика давно налажена, все довольны.

Впрочем, справедливости ради, в последнее время бахчевой бизнес пытаются привести в более цивилизованную колею, и отчасти это области удаётся. Всё больше фермеров работают по заказам от крупных торговых сетей, и здесь все документы, расчёты, платежи — всё «в белую».

Но доля «теневого» арбузного оборота по-прежнему высока. Тем более и покупателей это тоже вполне устраивает — вкусно и недорого. По крайней мере, так было до нынешнего сезона.

Стечение обстоятельств

Арбуз — ягода сезонная. В июне, когда на рынок идут первые поливные ягоды из Средней Азии, стоимость килограмма может доходить и до 50 рублей. Затем в течение лета цены снижаются, и обычно уже в середине августа на бахчевых развалах в Оренбурге ягоду можно найти и за 12 руб за кило.

Если не полениться, и проехать 80 километров до главного арбузного базара Соль-Илецка, то и за 9 рублей можно купить. Ну, а свернув в поле и договорившисяь с фермером, легко сторгуешься за 7-8 рублей за кило. Многие горожане покупают сразу по 100 килограмм арбузов и дынь, часть съедают сразу, а несколько штук закатывают под кровать. Если продавец не обманул и арбуз хорошего сорта, то он вполне может пролежать и до новогодних праздников.

Однако в этом году цены на ягоду отнюдь не радуют. На городских рынках килограмм арбузов стоит в среднем 23-25 рублей, дынь — 40 рублей за местную «колхозницу» и до 50 рублей — за узбекские «торпеды». Причём парадоксально, но на соль-илецких развалах цены ещё выше: 28-30 рублей за арбуз и до 70 (!) рублей за дыни.

— Арбузов мало, причём не купить их даже с поля, — разводит руками продавец Николай на бахчевой точке в Южном. — Вот, сам видишь — одна машина у меня, сейчас расторгуюсь, и что дальше делать — не знаю.

Фермер Арслан из Акбулакского района объясняет подробнее: нынешний год оказался крайне неудачным, сразу несколько негативных факторов сошлись в одной точке.

— Стечение обстоятельств. Сначала коронавирус, будь он неладен. Границы закрыли на карантин, и оказалось, что рабочих на поле не наймёшь. Раньше гастарбайтеры приезжали, а уже в апреле стало понятно, что их не будет. Поэтому отказался от поливных посадок ранних арбузов, там много ручного труда надо.

Закрытые границы сыграли злую шутку и с поставками ягоды из Казахстана и Средней Азии. Раньше их уже в конце июня — начале июля тащили фурами, а теперь поток упал раз в десять. Хотя формально грузооборот с соседим государством Россия не закрывала, на практике водители просто отказывались ехать, опасаясь коронавируса и проверок. Никто не хотел попасть на двухнедельный карантин, обрекая семью на безденежье.

Наконец, и погода подкачала: июльская испепеляющая жара убила завязи, что привело к сдвиганию сроков созревания. Вот и получается, что на конец лета ягоды катастрофически мало. И своей, и привозной. Отсюда и драконовская для этого времени цена.

— Посевные площади под бахчевые действительно значительно меньше, чем в прошлом году, — пояснили корреспонденту 56orb.ru в Управлении сельского хозяйства Соль-Илецкого ГО. — Многие фермеры отказались сеять эту культуру, посчитав, что это будет невыгодно. Но, как видим, всё вышло наоборот.

В Управлении, впрочем, успокаивают: бахчевые ещё будут, в сентябре поспеет легендарный соль-илецкий сорт «Холодок» и цена обязательно упадёт. Уже в начале следующей недели должны быть ценовые подвижки.

Но вот на прошлогодний уровень, когда реально кило ягоды отдавали чуть не даром, едва ли стоит рассчитывать.

«Нет заказов — нет стабильности»

Между тем ещё в начале августа губернатор Оренбуржья Денис Паслер похвастался урожаем бахчевых в своём инстаграм, призвав жителей области делиться фотографиями арбузов в соцсетях. Бренд соль-илецкого арбуза до сих пор остаётся нераскрученным на фоне астраханских и волгоградских «собратьев».

Существенной причиной, по которой популярность нашей ягоды не такая высокая — «дикая» торговля. В той же Астрахани, например, бахчеводы львиную долю своей продукции сдают именно в торговые сети. Да и выращивают они её тоже под конкретный оптовый заказ. Это позволяет сохранять относительно стабильными цены.

Соль-илецкие арбузы тоже постепенно заходят в торговые сети, но гораздо медленнее, чем хотелось бы бахчеводам. И причина тут в отстутствии логистической площадки, оборудованной по всем требованиям ритейла. Именно на такой площадке должна происходить сортировка ягоды (чтобы была спелой и определённого размера), лабораторный анализ и подготовка сопроводительных документов, аккуратная погрузка в фуры… Ведь понятно же, что в тот же «Ашан» или «Перекрёсток» не повезут грязные арбузы прямо с поля, от неизвестного фермера без всяких документов.

Остаётся актуальным вопрос и строительства завода по производству пектина. Этот совершенно безопасный желирующий полисахарид широко используется в производстве пищевых продуктов как наполнитель для йогутов, кулинарных изделий, сладких паст, десертов, мороженого и т. д. Сырьём для его производства может служить мякоть арбуза и даже арбузные корки. Уж где-где, а в Соль-Илецке этого добра — навалом.

Парадоксально, но в России до сих пор нет своего пектинового производства, полисахарид на 100% завозится из-за рубежа. А потребность в нём превышает 10 тыс. тонн в год.

Трижды были попытки начать проектирование завода в Оренбургской области, и трижды — провал. Причём по совершенно надуманным причинам. Поговаривали даже о прямом лоббировании интересов импортёров пектина на самом высоком уровне, что и тормозило проекты.

Как бы там ни было, но без гарантированного сбыта — на еду ли, на пектин — рынок бахчевых в области так и будет «скакать», преподнося очередные сюрпризы.

"