Posted 24 июня 2019,, 13:26

Published 24 июня 2019,, 13:26

Modified 17 октября 2022,, 16:27

Updated 17 октября 2022,, 16:27

Чёрная дыра ЖКХ: кому платят деньги жители 500 многоквартирных домов в Оренбурге?

24 июня 2019, 13:26
Ситуация на рынке ЖКХ Оренбурга всё сильнее дестабилизируется. Сегодня, 24 июня, стало известно о ликвидации ООО «Управляющей компании «Оренбургская» (ИНН 5610227668) — «клона» компании-банкрота «Оренбургская управляющая компания» (ОУК) (ИНН 5609073332).

Атака клонов.

Управляющая компания жилищным фондом «Оренбургская» была учреждена в 2009 году как альтернатива уходящим в прошлое муниципальным коммунальным организациям — ЖКХ-ДЕЗам и МУПам. Учредителями и совладельцами в равных долях тогда выступили Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания (ОКТК) и Система Город.

«Оренбургская» сосредоточила в своих руках управление третью жилого многоквартирного фонда города — в лучшие годы число обслуживаемых домов превышало 1700 (из 3500 домов в Оренбурге).

В 2016 году после череды скандальных судебных процессов ООО «ОКТК» было ликвидировано. А чуть позже владельцем сначала контрольной доли, а к 2017 году и всех 100% стала некто Светлана Провоторова. По странному стечению обстоятельств, фамилия, имя и отчество новой владелицы УК полностью совпадает с ФИО помощницы известного предпринимаетеля, депутата Оренбургского городского Совета и председателя Бюджетного комитета Игоря Коровяковского.

В 2017 году Светлана Провоторова учредила и ещё одну компанию: ООО «УК Оренбургская». Несмотря на схожесть названия с первой УК, на деле это разные юридические лица, с разными счетами и системами налогообложения. Так называемые «клоны».

Вообще говоря, система «клонирования» стала уже типичной для сектора ЖКХ схемой увода денег жителей. Платит, например, человек много лет в ООО «УК Милый Дворик» (название условное). А тут ему приходит квитанция от ООО «УК ЖФ Милый Дворик». Вроде бы всего две буквы добавилось, их не сразу и заметишь, а деньги теперь по этой квартплатной квитанции идут совершенно на другой счёт — другой организации. Долги же копятся на старой УК, которую через год-полтора просто банкротят и «сливают» вместе с проблемами жителей.

В неоплатном долгу.

В феврале 2019 года «Оренбургская УК» начала процедуру банкротства, и уже к 15 апреля была начата процедура конкурсного производства — то есть распродажа имущества банкрота с молотка. Вот только имущества -то не было: кассы оказались пусты. А долговая масса накопилась на 74 миллиона рублей.

Распутывая сеть финансовых операций, конкурсный управляющий обнаружил, что за два месяца до банкротства «Оренбургская УК» дала в долг другой компании — ООО УК «Северная» более 2 млн. рублей. Видимо, уже тогда предполагалось, что возвращать деньги будет просто некому — фирму-то отправят «под нож».

И что интересно: до февраля 2018 года совладельцем «Северной» была всё та же Светлана Провоторова, а на момент перевода денег со счёта «Оренбургской» в «Северную» — 50% фирмы уже принадлежало упомянутому выше Игорю Коровяковскому.

Конкурсный управляющий обратился в суд о признании сделок займа недействительными и требованием вернуть на счёт «Оренбургской» выведенные «в долг» миллионы. Вот только удастся ли это?

«Ты чьих будешь?»

На начало 2019 года, то есть до момента банкротства, «Оренбургская УК» обслуживала 700 многоквартирных домов в областном центре и по-прежнему оставалась крупнейшей «управляйкой» региона. Между тем ситуация с управлением — аховая: люди жалуются на то, что дворники не выходят на работу, подъезды ветшают, никто не меняет внутридомовые коммуникации.

Но самое парадоксальное — компания — банкрот продолжает выставлять людям счета. И получать с них деньги!

При этом по банкротному законодательству средства эти должны идти на погашение требований кредиторов. Не на ремонты и подготовку к зиме, а на закрытие старых долгов. Получается, что люди сейчас платят свои кровные за то головотяпство и бардак, что устроило прежнее руководство УК?

Не совсем понятна и позиция в этой ситуации и городских властей. Зная, что в тартарары летит огромная компания, клиентами которой являются десятки тысяч оренбуржцев, не было предпринято ровным счётом ничего. Сейчас новый руководитель Госжилинспекции области Дмитрий Жуков заявляет, что 350 домов, бывших в управлении Оренбургской УК, остаются «ничейными». Но это не совсем так, ведь деньги-то «Оренбургская» с их жителей исправно получает!

— По закону управление многоквартирным домом заканчивается либо если ликвидирована сама управляющая организация и её данные исключены из реестров, либо если жители провели общее собрание собственников и приняли решение о смене УК, — объясняет кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса МГЮА Ольга Залавская. — А сейчас, поскольку «Оренбургская управляющая компания» не ликвидирована — она продолжает управлять домами, даже находясь в состоянии конкурсного производства.

— Нюанс ещё и в том, что в случае полного развала за дома без управления ответственность должен нести муниципалитет. Нужно объявлять конкурс, кто возьмёт дом на обслуживание. А городу это не нужно, так как жилой фонд там — проблемный, — объясняет эксперт.

Это и понятно: самые хорошие дома, новые, отремонтированные, с высокой долей собираемости платежей, давно «растащили» другие УК. А на обслуживании остался проблемный фонд, изношенный, откуда годами только выводились деньги, но практически ничего не вкладывалось. Нормальные, эффективные УК такой балласт не возьмут.

Впереди — подготовка жилого фонда к зиме, нужно менять старые коммуникации, трубы, батареи, задвижки… Но на какие деньги? Конкурсный управляющий точно не будет заниматься проверкой состояний канализаций и электропроводки, его задача — распродать всё побыстрее и удовлетворить кредиторов.

Проблема сейчас и провести собрания собственников: во-первых, на это уйдёт не меньше месяца-двух. А во-вторых, как уже говорили выше, новую УК на старые дома найти сложно. За старые долги и «косяки» отвечать желающих нет.

Но и это ещё не всё. Если сейчас удовлетворят требования конкурсного управляющего в части возврата денег с УК "Северная", то под удар встанут и жители ещё 259 домов, которые находятся там на обслуживании. Разгар работ, а счета в банке арестуют - как тогда быть? Ладно ещё на улице летняя жара, но ведь зима неизбежна - как проходить её? Кому платить? А если заплатить - дойдут ли деньги до адресата, а не будут ли по дороге арестованы судебными приставами?

Вопросов много, а внятных ответов на них нет. И эхо скандального банкротства ещё не раз напомнит жилищно-коммунальному хозяйству города о себе.

"