Posted 23 ноября 2020,, 12:11

Published 23 ноября 2020,, 12:11

Modified 17 октября 2022,, 17:16

Updated 17 октября 2022,, 17:16

Хлебом не корми. Введут ли в Оренбуржье продовольственные карточки для малоимущих?

Хлебом не корми. Введут ли в Оренбуржье продовольственные карточки для малоимущих?

23 ноября 2020, 12:11
Фото: Медиахолдинг1Mi
Несмотря на объективные успехи в развитии собственного производства разнообразных продуктов питания хлеб по-прежнему остается одним из главных продуктов на столе у оренбуржцев. При этом цены на него стремительно растут. В этих условиях ряд регионов всерьёз обсуждают возврат к практике продуктовых карточек, как в 90-е.

Оренбургская область хоть и входит в топовую десятку регионов по валовому сбору зерна (и в топовую пятёрку по сбору твёрдых сортов пшеницы), но тоже не избежала роста цены на хлеб и хлебобулочные изделия. По официальным данным Минсельхоза региона, за 10 месяцев 2020 года мука прибавила в стоимости 10%, что уже вдвое выше инфляции. При этом предприниматели сообщают о 20-процентном повышении цены готовой буханки

Свой хлеб сытнее?

Любопытно, что фактическое потребление хлебных продуктов по Оренбургской области за 2019 год составило 120 кг на душу населения. При этом медицинская норма существенно меньше — 96 кг в год.

Надо учесть, что в эту категорию входит не только собственно хлеб, но и макаронные изделия, крупы, бобовые. Но «перевес» нормы все равно получается солидный. Выходит, что основу меню большинства оренбуржцев составляют самые бюджетные продукты, которыми можно быстро насытиться и не так стремительно опустошать семейный бюджет. Есть каждый день мясо, фрукты, молочку и овощи, особенно в не сезон, не каждому по карману.

— В Оренбургской области производство хлеба осуществляют около 150 пекарен, включая малые (микро) предприятия. Потребность населения области полностью удовлетворяется за счет производства хлеба и хлебобулочных изделий местного производства,поясняют в Министерстве сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.

Однако в сетевых магазина половина полок занята привозным хлебом из соседних Самарской области, Татарстана, Башкортостана. И это не считая различной выпечки, булочек, пряников и т. д. В составе у таких экземпляров, как правило, кроме дрожжей и загустителей содержатся красители, разрыхлители, усилители вкуса и прочая «химия», которая нужна для большей сохранности привозной буханки.

С этими добавками хлебозаводам не нужна качественная мука. Их не заботит содержание в ней клейковины. Чтобы получить прибыль, они закупают самые дешевые производные низкосортного зерна, маскируя добавками все недостатки.

Голый расчёт

Состав и постоянное удорожание промышленного хлеба побуждает многих отказываться от покупного батона и печь хлеб дома. Люди привыкли к этому продукту, не хотят от него отказываться, но желают есть хлеб «правильный». Испечь хлеб в домашних условиях выйдет даже дешевле магазинного — благо сейчас доступны сравнительно недорогие хлебопечки. Те, кто хоть раз попробовал испечь свой продукт, уже не хотят возвращаться к магазинным караваям: вкус совершенно другой.

Между тем отпускные цены на муку в Оренбуржье тоже выросли. Стоимость за килограмм «белого золота» увеличилась в среднем на 10%. Например, высший сорт с 21 до 26 рубля за кг, мука 1 сорта выросла с 20 до 25 рублей, второй сорт подорожал с 18 до 20 рублей. Потребительская цена на пшеничную муку в области составляет 34,83 рубля.

Однако самые обычные подсчёты затрат показывают, что домашний хлеб не только вкуснее, но и в два с лишним раза дешевле заводского. На одну формовую буханку весом 500 граммов необходимо около 350 грамм муки. Таким образом, из одного килограмма за 34,83 рубля можно испечь около трех булок хлеба. В магазине одна буханка такого же веса обойдется в среднем в 19-23 рубля. Разница, как говорится, очевидна.

«Золотое» зернышко

Одной из главных причин удорожания оренбургской муки стал рост цен на сырье в среднем на 20-30%.

Зерно мягкой пшеницы 3 класса в прошлом году в ноябре стоило в среднем 11000 рублей за тонну, в текущем году средняя цена составила 15000 рублей за тонну.

Кроме того на цену повлияла дестабилизация курса и экспорт зерна стал значительно выгоднее его продажи на внутреннем рынке. Подорожало сырье, из которого изготавливается упаковка, выросли тарифы на газ, воду, электроэнергию. Все это вкупе привело к серьезному росту цен на муку, в отличие от зарплат оренбуржцев.

Хлеба и муки в области в последнее время стали производить меньше. По данным регионального Минсельхоза, за январь–сентябрь в области произведено 35 451 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, это на 10% меньше показателей 9 месяцев 2019 года. По муке из зерновых и других растительных культур тоже не дотянули. Было произведено 120 867 тонн — на 17% меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года.

В Минсельхозе объясняют снижение и тем, что предприятия выпускают такой объем муки, который они смогут продать. На склад никто не работает. Да и срок годности на муку ограничен, он составляет всего 6 месяцев. К тому же если раньше оренбуржцы и сами в частном порядке покупали муку большими мешками для личных нужд, то теперь хозяйки предпочитают брать малую фасовку, по 1-2 кило. А здесь на рынке преимущество у иногородних производителей. Местные в основном фасуют в крупную тару.

Назад в СССР?

В этом году производители и поставщики продуктов в России выступили с инициативой о введении продуктовых карточек для нуждающихся граждан. О поддержке наименее защищенных слоев населения при помощи карточек впервые заговорили еще пять лет назад, но тогда Минпромторг отказался от этой идеи.

Подобная мера, по мнению инициаторов, поддержит не только граждан, имеющих право на субсидии, но и отечественных сельхозпроизводителей — именно их товары планируется раздавать бедным за госсчет. На карты предлагалось начислять баллы, с помощью которых можно было бы купить продукты питания местного производства. В список необходимых товаров входили крупы, овощи, фрукты, мясная и молочная продукция, хлебобулочные изделия. Ежемесячно по продуктовой карточке можно будет «отовариться» на общую сумму 10 тыс. рублей.

Так, с ноября продуктовые карты получили нуждающиеся жители Ростовской области. Правда, это пока пилотная мера, и осуществляет её частные благотворительные фонды и организации, но отработка самой логистики данных карт вызвала живейший интерес властей. Если эксперимент окажется удачным — его могут масштабировать.

Оренбуржцы, потерявшие работу и доходы в период пандемии, тоже вряд ли бы отказались от такой помощи. Учитывая, что значительную часть семейного бюджета, как ни крути, приходится тратить на продукты. Однако в Оренбурге пока этот вопрос не обсуждали.

— Пока в Горсовете мы такую инициативу не вносили и не рассматривали. Прежде всего, надо четко понимать, как это будет происходить. Если это будет материальная помощь на карту нуждающимся, то мы, безусловно, эту инициативу поддержим. А если это будут хлебные карточки как в годы войны, то это будет не совсем правильно, — прокомментировал депутат Оренбургского городского совета, председатель фракции КПРФ Денис Батурин.

А вот бывший владелец небольшого хлебопекарного бизнеса, оренбуржец Виктор Маганов полагает, что власти борются не с корнем проблемы, а с её последствиями.

— Нужно ограничивать вывоз зерна за рубеж! Сначала накормим дешёвым вкусным хлебом россиян, а уже затем излишки можно и продать. Была же практика введения заградительных пошлин. Зачем её отменили? Вместо этого ввели квоты на вывоз, но они очень большие и сопоставимы с пропускной способностью транспортной инфраструктуры. То есть получилась глупость: вывозить нельзя больше того, что физически можно вывезти. Нужно сдерживать рост тарифов ЖКХ для бизнеса, пекарен. У нас очень большие затраты на электроэнергию, это вторая после стоимости муки затратная статья.

Предупреждает о росте цены на продукцию и Оренбургский комбикормовый завод — кстати, один из крупнейших в Поволжье. Когда будут исчерпаны запасы, сделанные ещё по прежним ценам — ничего другого и не останется.

— Зерно — это как универсальная «валюта» агрорынка. Это же не только буханка белого в день, но и корма для животных, сырьё для пищепрома… Подорожание неизбежно потянет за собой вверх и стоимость мяса, причём самого доступного — птицы, свинины, — объясняет эксперт.

И тут уже никакие продуктовые карточки не помогут: без общей стабилизации рынка идея помощи для самых бедных быстро превратится в фарс.

"