Posted 23 августа 2019,, 11:35

Published 23 августа 2019,, 11:35

Modified 17 октября 2022,, 16:41

Updated 17 октября 2022,, 16:41

«Распорядок, честный труд — на свободу приведут!» Где сегодня работают заключённые

23 августа 2019, 11:35
В УФСИН Оренбуржья рассказали о том, как сегодня трудятся заключённые и что делают граждане, приговорённые судом на исправительные работы.

Мы бы и самолёты могли собирать…

Специализированные предприятия УФСИН по Оренбургской области сегодня - это довольно крупные производства, выпускающие в ассортименте более сотни различных товаров. За высокими заборами и колючей проволокой делают почти всё: от ароматного хлеба до детских качелей.

Не так давно трудом заключённых интересовался даже врио губернатора Оренбургской области Денис Паслер. Он посетил ИК № 8, там освоен выпуск востребованных стройматериалов, которые остро необходимы областной столице для благоустройства.

Вообще объёмы товаров, которые сегодня выпускают заключённые, довольно внушительны. Что и неудивительно, ведь на территории Оренбуржья сегодня действуют 4 колонии-поселения и 8 "зон" общего, строгого и особого режимов. Всего за решёткой отбывают наказание более 10 тысяч человек. Учреждения самообеспечены на 85%.

Осужденные делают кирпичи, из которых сами же затем строят здания внутри колоний и даже возводят храмы. Умельцев хватает - в заключении часто оказываются люди неординарные, талантливые, вот только талант свой на воле применившие с криминальным уклоном. Есть великолепные слесаря, что называется от Бога. Есть столяры, из куска деревяшки создающие настоящие шедевры. Есть повара, кулинары, портные и даже агрономы (нетрудно предположить, что они выращивали на свободе.)

— У нас есть свои поля, выращиваем зерновые, овощи. Они прикрепеплены к колониям, на них работают те, кто осуждён по нетяжёлым статьям и отбывает наказание в колонии-поселении. Мы сами себя можем обеспечивать. Оплата за услуги ЖКХ с осуждённых высчитывается. Все товары производятся по ГОСТУ, всё постоянно проверяется, — сообщили в УФСИН журналисту 56orb.ru.

То, что продукты от учреждений ФСИН действительно отличного качества, мы ранее сами смогли убедиться, когда проводили закрытую дегустацию варёной колбасы от разных производителей Оренбуржья. Продукт "из-за решётки" оказался одним из самых вкусных. Только вот приобрести его может далеко не каждый. Колбаса, как и ряд других продовольственных продуктов, практически вся идёт для внутреннего потребления. То есть её делают заключённые для заключённых. Приобрести же его можно лишь во время ярмарок или при посещении исправительных учреждений.

Сотрудники УФСИН полагают, что людей смущает происхождение продуктов, потому магазины неохотно идут на контакт. А зря - делают там деликатесы на совсеть.

— Исключение составляет хлеб. Его раньше поставляли даже в кадетское училище. Также поставляли его практически во всех воинские части. Мы следим за тем, чтобы в продукте были только определённые ингредиенты, строго по стандартам. Нареканий к нам не было, — рассказывают в УФСИН.

Неплохо обстоят дела и с рабочей одеждой, которая устраивает покупателей из-за хорошего качества и низкой цены. Многие предприятия да и магазины сегодня заказывают швейную продукцию у Управления. Известно, что ей пользуются даже рабочие "Газпрома".

Не так давно в УФСИн было налажено производство по изготовлению пластиковых окон, потенциал для производства у УФСИН огромен.

— В колонии Башкирии поступили заказы делать ёмкости для хранения радиоактивных отходов. Выпускали там и автозаки с кондиционерами. Сервис! — рассказали сотрудники регионального управления УФСИН.

И полушутя - полусерьёзно добавляют, что готовы даже самолёты выпускать, если окажутся "у нас" соответствующие специалисты. Но пока авиаинженеров не присылали - хотя история и знала такие случаи, чего уж там.

Учреждение «лёгкого» режима

Два года назад в УФСИН Оренбуржья заработал пилотный проект по созданию особых мест для пребывания осужденных. 25 декабря был открыт исправительный центр на 80 человек. В пяти жилых комнатах первого этажа размещаются 25 женщин, на втором этаже проживают 57 мужчин. Живут и работают тут осужденные по нетяжёлым статьям на исправительные работы на срок от двух до пяти лет. Это не тюрьма, не колония - от общества тут люди не изолированы. Но - тем не менее несут бремя судебного наказания.

Правда, в таких условиях, что и иной на воле позавидует. Полноценное питание в столовой, есть холодильники, где можно хранить свои продукты. Внутри обстановка больше похожа на хороший хостел. Есть прачечная, комната отдыха с телевизором. Да ещё и возможность работать и зарабатывать - зарплаты почти по 30 тысяч рублей.

— За два года в центре побывало более 200 осужденных. Нередко люди, которые поступают сюда, получают свою первую в жизни заработную плату, честно покупают первые свои мобильные телефоны. В Оренбуржье дефицит таких учреждений. Это гуманизация наказания, — рассказывает начальник отдела по контролю за исполнением наказанием не связанных с изоляцией осужденных от общества, подполковник Михаил Лукьянов.

Режим отбывания наказания в учреждении намного мягче, чем в исправительной колонии. Осужденные проживают в отдельных комнатах, им разрешены мобильные телефоны и гаджеты, с помощью которых в свободное от работы время осужденные могут общаться с родными. Также по разрешению руководства ИЦ могут на выходные и праздничные дни выезжать к своей семье. Не так давно в новое учреждение был переведёт Константин. В местах лишения свободы он находится уже более 10 лет. На встрече с журналистами не расстаётся со смартфоном.

— Я отбывал наказание в колонии строго режима. Сейчас вышел на принудительные работы, три года мне осталось. Работаю грузчиком. Однозначно — лучше здесь чем там. Здесь я могу носить с собой телефон, что запрещено было раньше. Могу видеться с друзьями, — рассказывает Константин.

Семейным людям предоставляется возможность коротких ежедневных встреч на территории Центра. Всё это сделано для подготовки осужденных к жизни на свободе, отмечают сотрудники УФСИН.

— Выходили из колоний люди, которые и домофоном то пользоваться не умеют. Смотрят на дверь с кодом и не знают, что с ней делать. Поэтому сегодня исправительные центры нужны. Они помогают гражданам адаптироваться к общественной жизни. Также за 6 месяцев до освобождения с заключёнными начинает проводиться работа по трудовому устройству. Направляются письма в муниципалитеты, к работодателям, — говорит Михаил Лукьянов.

Заключённые оказались более востребованы чем свободные граждане

Если в исправительных колониях у осужденных есть возможность работать только на территории учреждения, то в исправительных центрах они могут быть наняты на работу в различные организации. Более того на таких сотрудников сегодня довольно высокий спрос.

— К нам обращались владельцы одной из теплиц Оренбурга, у них была проблема - рабочие три дня работали, после на неделю в запой уходили. Отбывающие же наказание не могут позволить себе такую халатность - это может привести к ужесточению наказания и переводу на более строгие условия содержания, и люди этого опасаются. Да и деньги работодатели платят неплохие. Желающих на подобную работу у нас находится много, — рассказывает Михаил Лукьянов.

Службы по благоустройству города, строительные и сельхозпредприятия - сегодня около 30 организация заключили соглашение о сотрудничестве с УФСИН. Вот только желающих нанять "сидельцев" больше, чем тех, кому это позволяет режим содержания.

— С работодателем заключается срочный трудовой договор на период принудительных работ. Начиная от работы в ТСЖ, озеленении и благоустройства города до 1С бухгалтерии. На благоустройстве - озеленении больше всего работают, отмечает Лукьянов.

Средняя заработная плата осужденных составляет от 13000 до 28000 рублей. При этом по решению суда от дохода вычитают от 5 до 20% в доход государства, платежи по коммунальным услугам, а также средства на выплату алиментов. Не менее 25% от заработной платы остается самому осужденному, который может тратить их на свое усмотрение. А если учесть, что пропивать-прогуливать деньги при таком строгом контроле не получится, у осужденных накапливаются довольно приличные суммы.

Ирония ещё и в том, что осужденные лучше защищены законом, чем обычные граждане. Дело в том, что это вольного нерадивый работодатель может "кинуть" на деньги и оставить без зарплаты, не заплатить за сверхурочные и т.д.. В случае же с осужденным за исполнением обязанностей как со стороны нанятого работника, так и работодателя внимательно следят в УФСИН. А мухлевать с конвертами, ставками и задержками выплат с такой суровой организацией желающих нет. Как опять шутят сотрудники, "кто не с нами - тот у нас".

Кстати, нередко и после отбытия наказания работник остаётся на предприятии - успевает и себя зарекомендовать, да и к делу приспособиться.

На фоне оттока трудовых кадров и всё возрастающего дефицита, особенно на рабочие специальности, предприятиям оказывается выгодно нанимать на работу заключённых. Спрос растёт, и в УФСИН отмечают острую нехватку исправительных центров в регионе. К слову, к концу года в Управлении запланировали открыть ещё два подобных учреждения к концу года. Один расположится в Соль-Илецком городском округе в посёлке Чашкан при ИК-12. Второй - в городе Новотроицке. Правда будут они чуть поменьше существующего.

А вот на вопрос о том, нужны ли работодателям осужденные - проворовавшиеся управленцы и депутаты (а в Оренбуржье число таких растёт год от года, кто получает сроки за коррупцию и финансовые махинации), в УФСИН ответ короткий: заявок не поступало.

Впрочем, и бывших народных избранников, и глав, и директоров охотно готовы переучить на более приземлённые специальности. Это, конечно, не городом или предприятием руководить, тут всё проще. Бери больше, кидай дальше - пока летит, отдыхай!

И, как говорится, на свободу - с чистой совестью.

"