Posted 23 мая 2019,, 11:10

Published 23 мая 2019,, 11:10

Modified 17 октября 2022,, 16:41

Updated 17 октября 2022,, 16:41

От модели до суперлайнера: что мешает воспитывать авиационных инженеров будущего?

23 мая 2019, 11:10
Среди авиамоделистов имя Олега Анатольевича Колодина стало настоящей легендой. Педагог дополнительного образования высшей категории, бессменный руководитель секции авиамоделирования Станции юных техников (СЮТ) Оренбурга, мастер спорта и автор уникальной образовательной программы для детей от 6 лет.

С 1974 года работает он на Станции, более полувека обучая детей азам аэродинамики, прививая им инженерное мышление и обучая создавать сложнейшие действующие модели летательных аппаратов. Ведь именно здесь мальчишки 7-8 лет начинают мечтать о небе, стремительных серебристых авиалайнерах и головокружительных приключениях. Именно здесь закладывается фундамент инженерного будущего страны.

Вот только детский энтузиазм к воздушной теме, который 40 лет назад бил ключом, всё сильнее затихает. «Другое поколение», — вздыхает Колодин. — «Полёты на самолётиках в айфонах и компьютерах им интереснее, чем конструирование в реале».

Забытый спорт.

Сегодня в секции авиамоделирования СЮТ занимаются чуть более двух десятков ребят у двух педагогов глубокого пенсионного возраста. Раньше и учителей, и обучающихся было в шесть раз больше.

Забросив портфели со школы, ребятня сломя голову бежала на Станцию — вырезать, строгать, клеить… А по выходным — запускать свои модели на расположенном рядом испытательном «аэродромчике» — круглой площадке, огороженной высоким забором, чтобы самолётики не улетали в сторону жилых домов.

В авиамодельной мастерской СЮТ такое оснащение, что позавидует иной экспериментальный цех. Токарные и сверлильные станки, стенды для испытания и настройки миниатюрных авиадвигателей, инструменты и оборудование… Всё это Олег Колодин собирал десятилетиями, создав лучшую в области и одну из лучших в стране баз для технического авиамодельного творчества.

— Авиация вообще и авиамоделирование в частности — это же была романтика, ребята же с ума по этому сходили! — вспоминает Олег Колодин. — А какие проводили спортивные соревнования по авиамоделированию! В районе Кушкулей, в степи, на целую неделю раскидывался настоящий палаточный городок, до 500 участников со всего Союза съезжалось. Иностранцы даже были. Это само по себе было колоссальной школой, обменом опытом. Мы рассматривали модели других участников, что-то копировали, что-то у нас брали… На открытие соревнований приезжал с торжественной речью начальник облОНО — или, в нынешней табели о рангах, министр образования. А теперь? Хорошо, если несколько десятков человек соберутся. Про высоких гостей хотя бы на уровне города я уж и не упоминаю…

Проблем у авиамоделистов всегда хватало. Раньше, в советские годы, был страшный дефицит всего: кусок фанеры нормальной не найдёшь. Ограниченный ассортимент моторов, запчастей. Да что там, самолётики делали буквально из подручных материалов, винты сами на бумажке в столбик рассчитывали и вырезали. И ведь и какие модели получались!

Сегодня с деталями и материалами проблем нет — были бы деньги. Но скудные муниципальные бюджеты развернуться не позволяют, с финансированием — туго. Как следствие — проблемы с кадрами, особенно техническими.

— А какой молодой парень толковый пойдёт сюда работать? Даже если две ставки возьмёт, а это огромная нагрузка! — то зарплата будет ну, тысяч 15 может быть. Плюс минус. И ведь нужно и педагогическое образование, и инженерное. Как на эти деньги семью прокормишь? — вздыхает Колодин.

Конечно, пытаются привлекать спонсоров. Что-то «выкраивать». Но разве это задача педагога — бегать с протянутой рукой?

Цифровое поколение.

Рассказывая о ситуации в авиамоделировании, Олег Колодин затрагивает и более глубинные и серьёзные причины потери интереса к этому виду технического творчества:

— Современные дети другие. Они всё больше сидят, уткнувшись в свои смартфоны и планшеты. И это ведь накладывает отпечаток на образ мышления.

Если раньше, чтобы создать модель, приходилось просчитать её самому от и до, понять сам принцип — а почему самолёт летает, почему управляется, как винт создаёт тягу, как устроен мотор и т. д. Сегодня ситуация совершенно другая. Модели зачастую покупают в виде готового конструктора из Китая. Оттуда же заказывают моторчики, обычно «одноразовые» — сломались, выкинули и заказали новый.

То ли дело раньше, когда всё было в дефиците и волей-неволей приходилось заниматься ремонтами, подбирать (а то и самому вытачивать) запчасти для двигателя. Это формировало совсем другой подход к решению задач.

Авиамодельный спорт для многих учеников кружка СЮТ стал воротами в большую авиацию. До сих пор на стенде — фотографии ребят, которые потом стали лётчиками-испытателями, конструкторами, инженерами… Но какое поколение придёт им на смену?

Конечно, сравнивать авиамоделизм и настоящее самолётостроение не совсем корректно. Однако педагога несколько пугает вот эта «цифровизация», когда основные расчётные операции выполняет компьютер. С младых лет дети привыкают к этому и теряют навыки именно что творчества, отхода от стандартного мышления.

— Это на самом деле очень глубокая проблема, которая уже сегодня провоцирует серьёзные последствия для нашей школы не только авиастроения, но и российского инжиниринга вообще, — делится своими мыслями один из участников форума авиамоделистов Максим Сирт. — Программное обеспечение ведь в основном всё иностранное, алгоритмы и коды закрыты. По сути, что мы имеем? «Чёрный ящик». Инженер лишь закладывает в этот «ящик» данные, получая на выходе готовую пачку чертежей, понятия не имея, а как, собственно, они разработаны.

Мало того, что мы становимся зависимыми от производителей ПО, которые могут попросту заблокировать нам доступ к обновлениям, так ещё и напрочь убиваем творческую мысль. Ведь в чём был гений Туполева, Антонова, Ильюшина? В том, что они отказались от шаблона и лучшие свои самолёты построили по уникальным собственным схемам. Не шли по накатанным рельсам, а брали новую схему, которая, возможно, поначалу казалась даже нелепой, но в итоге — случался прорыв.

Цена престижа.

Олег Анатольевич Колодин видит и ещё одну проблему для стимулирования творчества ребят. Это всё возрастающие чиновничьи барьеры, которые серьёзно затрудняют работу.

— Попробуйте-ка сейчас ребят вывезти на соревнования по авиамодельному спорту хотя бы в соседний район. Вы представляете, что это такое? — говорит он. — Нужно подать заявку в ГАИ, что ты едешь с детьми. Затем заказать автобус, да не у кого-то, а лишь у специализированной организации. Нужна машина сопровождения. Да график движения согласованный. Понятно, что делается всё это для безопасности, но в итоге-то получается, что проще вообще никуда не выезжать. А ещё лучше — и на улицу не выходить. От греха и от проверяющих.

Чрезмерные заботы о безопасности привели к абсурду, когда даже провести элементарные уроки труда в школе — огромная проблема.

— Из-за соображений безопасности это — нельзя, тут — вредно. Рисуем стамеску и молоток на доске, перерисовываем в тетрадь… Утрирую конечно, но смысл примерное такой. Поэтому я вижу, как интересно им у нас в кружке что-то делать самостоятельно. Вырезать, клеить… Тем более, что сегодня такие возможности есть, и если родители поддерживают, и достатка семьи хватает на это хобби — то потрясающие модели можно делать.

— В конце 80-х оренбуржцы стали чемпионами мира по авиамодельному спорту. Это был прорыв, успех — мы были на пике энтузиазма и возможностей, — говорит Олег Колодин. — Но с тех пор не повторяли такого успеха. И, боюсь, уже не повторим никогда.

Обобщая тезисы по этой теме, можно подчеркнуть: проблема номер один — это вернуть престижность профессии педагога. За 15 тысяч рублей в месяц это сделать вряд ли получится.

Проблема номер два — это чрезмерная чиновничья зарегулированность, которая приводит к тому, что проще закрыть кабинет труда вообще, чем получить разрешение на то, чтобы хотя бы гвозди учить там детей вбивать.

И третья, самая главная проблема — это общая заинтересованность государства в поддержке развития творческой технической инициативы молодёжи. «Самородков», будущих гениев авиаконструирования нужно подмечать ещё в начальной школе и «вести за руку», причём бесплатно, давая возможность расти и развиваться.

Вот тогда — и только тогда — у нас будет шанс строить лучшие самолёты в мире, а не те «полуфабрикаты», которые только и умеют, что гореть и падать.