Posted 23 мая 2019,, 14:43

Published 23 мая 2019,, 14:43

Modified 17 октября 2022,, 16:42

Updated 17 октября 2022,, 16:42

Лечиться или молиться? В Оренбурге выделено 5 мест под храмы и лишь одно под больницу

23 мая 2019, 14:43
Конфликт между сторонниками и противниками строительства православного храма в Екатеринбурге, едва не приведший к серьёзным побоищам, стал поводом для подготовки этого материала. А как у нас в Оренбурге обстоит дело с возведением храмов — и насколько они востребованы у людей по сравнению с социальными объектами?

Богу — богово…

По данным Оренбургской епархии, в четырёх городских благочиниях (то есть группах церковных приходов) насчитывается 35 храмов (включая молельные комнаты).

За последние пять лет в Оренбурге было заложено четыре православных храма и принципиально решён вопрос о строительстве ещё одного, на набережной Урала, близ городского музея. Правда, если с предыдущими четырьмя площадками особых вопросов нет и стройка там сейчас находится на разных стадиях, то с пятой пока есть определённые проблемы.

Земельный участок, на котором первоначально предполагалось возвести часовню на набережной, оказался с наложенными ограничениями, так как рядом расположены особо охраняемые исторические объекты. Тем не менее сама идея постройки храма в районе остатков городской крепости остаётся, просто решается вопрос о согласовании нюансов.

— Это место историческое, там изначально, с 1746 года стоял Преображенский собор, первый, построенный в нашем городе, собиравший тысячи прихожан, — комментирует представитель Оренбургской епархии, иерей Вадим (Татусь).

В 1931 году храм был разобран, от него ныне остался лишь почти вросший в землю фундамент. Восстановить его — давнее желание епархии.

Другие четыре храма исторической предыстории не имеют. По словам иерея Вадима, выбор места для строительства определялся городскими властями на основании просьб самих жителей окрестных домов.

На нашей карте видно, что храмы закладываются в местах возведения новых жилых микрорайонов:

— в районе ЖК «Победа» у перекрёстка на «Метро»;

— близ улицы Автомобилистов на выезде к Загородному шоссе;

— у пересечения улиц Гаранькина и Транспортной;

— У улицы Пролетарской в микрорайоне Малая Земля.

Справедливости ради нужно отметить, что никаких протестов у оренбуржцев на тему возведения храмов не возникало. Первые три строятся в довольно обширных районах, места там много.

А вот при возведении четвёртого, на Малой Земле, были нюансы.

…и Кесарю — кесарево.

Группа активистов — местных жителей высказывала недоумение: почему начали строить именно храм, хотя в густонаселённом районе, с большим количеством новостроек нет ни одного детского сада, школы и поликлиники?

«Я не хочу спрашивать совета у Бога. Я хочу нормального доктора в поликлинике!»возмущалась в ноябре прошлого года блогер и журналист, житель Малой Земли Дарья Беликова.https://56orb.ru/comment/darya-belikova/09-11-2018/ya-ne-hochu-sprashivat-soveta-u-boga-ya-hochu-normalnogo-doktora-v-poliklinike

Ситуация в микрорайоне действительно складывалась напряжённой. Масла в огонь подлила ситуация с переоформлением участка земли, которую изначально планировали отдать под детскую спортивную площадку и сквер, застройщику для «уплотнительной застройки». Причём бенефициар компании, ведущей работы — депутат Законодательного собрания Александр Куниловский, избиравшийся по тому самому округу, где и возмущаются «уплотнёнкой» люди.

— Мы не против храма, но не можем понять — почему мы несколько лет писали в администрацию города письма с просьбой построить нам поликлинику, детский садик, но результат нулевой. А вот чтобы возвести храм и муниципальная земля в нашем районе нашлась, и разрешения все быстренько были оформлены, — недоумевает активист.

Ситуация с поликлиникой на Малой Земле и вовсе похожа на театр абсурда. Одну поликлинику на улице Лабужского, относящуюся к ведомству РЖД, там в начале года закрыли в рамках оптимизации затрат. Больным же посоветовали ходить в поликлинику на Пролетарской. Но она совсем крошечная, расположена на первом этаже пятиэтажной «хрущёвки». Теснота — страшная, а очереди — хуже, чем за дефицитом в советские времена.

Власти тогда просили людей немного подождать: уже выделили деньги на реконструкцию недостроенной гостиницы «Баку», которую планировали переделать как раз в муниципальное лечебное учреждение. Но недавно — опять новаторство: врио губернатора Денис Паслер сказал, что переделывать гостиницу в поликлинику — дорого и неэффективно, нужно строить новую, современную, большую, рассчитанную на приём 500 человек в день

Дело благое, но нюанс в том, что земли-то муниципальной в микрорайоне уже нет. Всё или распродано частникам, или занято.

— Вот и получается, что для храма место нашлось, а для поликлиники нам — нет, — подытоживает Дарья Беликова.

И действительно, если в последнее время в Оренбурге каждый год закладывался один храм, то поликлиник не было заложено ни одной. Правда, в этом году наконец-то власти определились с началом работ по возведению нового здания Детской областной больницы (на нашей карте — пиктограмма в районе улицы Гаранькина, на пересечении с Загородным шоссе). Там запланировано современное поликлиническое отделение для детей. Взрослым же так и предлагается ездить за семь остановок в единственную поликлинику на улицу Джангильдина.

Отметили мы на карте и будущую поликлинику на Малой Земле, хотя пока нет ни проекта, ни денег в бюджете, ничего, кроме слов. Но сомневаться в выполнении обещаний нового главы области не будем: итого счёт — две поликлиники на пять храмов.

А каков приход?

Говоря о возведении социальных объектов, нельзя не отметить строительство четырёх новых школ в Северо-восточном жилом районе за последние четыре года (тоже отмечены на картах). Построены и четыре детских садика, что несколько снимает остроту проблемы в самом молодом и бурно развивающемся районе города.

Кстати, храм в честь князя Романа Рязанского в СВЖР сегодня практически полностью завершён и считается самым молодым действующим храмом города. Его постройку действительно ждали люди, даже обращались в СМИ.

Однако нужно учесть, что буквально через дорогу — городской морг, откуда родственники забирают покойников и часто заказывают панихиды и поминки по умершим в этом храме.

Будут ли столь же популярны другие новые храмы Оренбурга?

— Запрос у людей есть, и большой, — уверяет иерей Вадим. — В районе Новой Земли, например, ведь вообще если посмотреть — глазу не на чем отдохнуть, сплошные бетонные коробки жилых домов. А тут появится настоящая архитектурная и культурная жемчужина, храм в псковско-русском стиле. Будет рядом разбит скверик, можно гулять, молодым мамам, пожилым. Неужели это кому-то может помешать?

Что же касается вопросов в части недовольства людей, что нет поликлиники, но есть храм, представитель епархии уточнил, что не в курсе данной темы.

— К нам в епархию не обращались активисты и о каких-то требованиях мы не слышали, — сказал он. — Более того, сравнивать такие вещи некорректно. Храмы возводятся исключительно на деньги прихожан и меценатов, никаких бюджетных средств нам не дают. Наоборот, сами приходы делятся последим с нуждающимися прихожанами...

Нужно отметить, что в Оренбуржье противостояния против строительства храмов, как в Екатеринбурге, не было никогда. Отчасти и потому, что наша область по роковому стечению обстоятельств оказалась в лидерах по числу уничтоженных за годы Советской власти церквей и монастырей. Было время разбрасывать камни - пришло время их собирать.

И ситуация на Малой Земле, по сути, не протест против храма - а протест против бездарной политики городских властей, которые по двадцать раз меняли планировку района, отдавая последние клочки земли коммерсантам.