Школа, гуд бай? В Оренбуржье резко выросло число тех, кто обучается дома

Аналитика
Школа, гуд бай? В Оренбуржье резко выросло число тех, кто обучается дома
Школа, гуд бай? В Оренбуржье резко выросло число тех, кто обучается дома
22 сентября 2019, 20:27Фото: 56orb.ru
9 лет назад, в сентябре 2011-го де-факто заработал закон, позволяющий детям проходить обучение дома, не посещая школьных классов. Так называемое семейное обучение стало если не прорывом, то новой возможностью для получения среднего образования тем, кто по различным причинам не мог (или не хотел) посещать привычные МОУ.

И если поначалу «грызть гранит науки» в домашней обстановке решались немногие, то сегодня уже более трёх сотен ребят официально обучаются, не посещая школы и даже не зная о том, что такое «двойка» в дневнике.

По социальным обстоятельствам

Законодательство Российской Федерации чётко предписывает обязательное среднее образование для каждого гражданина страны. Это означает, что просто так бросить школу и никуда не водить своего ребёнка нельзя — вскоре у вас на пороге появятся представители органов опеки и полиции, которые в лучшем случае вас оштрафуют, в худшем — лишат родительских прав. А ребёнок всё равно будет ходить учиться — не в школу, так в интернат.

С советских ещё времён существовала вполне легальная возможность образовательное учреждение не посещать — это медицинские показания (не дай Бог, конечно, никому).

После распада СССР возможности обучения на дому расширились. В исключительных случаях разрешалось не водить ребёнка в школу, например, по религиозным соображениям или в связи с разъездным характером работы родителей, когда семья часто переезжала из города в город.

Девять лет назад законодательно была урегулирована эта правовая коллизия, и семьи получили право обучать своих детей на дому, выполняя определённую процедуру. Для этого нужно известить районный отдел образования и «прикрепиться» к школе, где ребёнок будет сдавать полугодовые проверочные тесты и контрольные. Их результатов будет достаточно, чтобы получить аттестат о неполном среднем образовании.

Аналогично и в старших классах: можно сдавать ЕГЭ точно так же, как все школьники, только не позднее, чем за два месяца подав соответствующее заявление в учебное заведение.

Важно так же разделять похожие по названию, но совершенно разные по сути «домашнее обучение» и «семейное обучение». В первом случае ребёнок не посещает школу (или посещает нерегулярно) по состоянию здоровья, но занятия с ним ведут профессиональные педагоги ОУ и он формально числится в списках заведения. Соответственно, на него так же отпускается бюджетное финансирование и учителя отчитываются об успеваемости подопечного. По данным Министерства образования области, на 2019-2020 учебный год в Оренбуржье таких учеников было 1308.

Совсем другое дело — обучение семейное. В этом случае родители (или опекуны) полностью берут на себя заботу о получении среднего образования. Ни к какой школе ребёнок не относится, бюджетного финансирования ОУ не получает, и лишь на время экзаменов он проходит по документам учреждения.

Таких учеников в Оренбуржье в 2012 году было всего 7. Сегодня их уже почти сотня.

Цена самостоятельности

Оренбурженка Елена К. по профессии — хореограф. Всю жизнь работает с детьми, но не столько по научному направлению, сколько по музыкально-художественному.

О том, чтобы перевести свою старшую дочь на семейное обучение, никогда и не думала. Но обстоятельства сложились иначе.

Девочка не посещала садик, сидела с бабушками. А когда началась школа, часто стала болеть, иногда по месяцу пропуская занятия. Отсюда — неуспеваемость, трудности в понимании программы, неодобрительные взгляды педагогов. Учителей понять тоже можно: в переполненном классе нет времени на индивидуальное объяснение пройденного материала, слабые ученики отвлекают. А школа требует успеваемости, да и зарплата педагога и его статус тоже косвенно зависит от того, насколько успешно в итоге класс закончит год.

В итоге, промучившись, Елена решила перевести дочь на семейное обучение.

- Это оказалось проще, чем я думала. В Интернете множество курсов, которые можно купить — тебе высылают и прописи, и аудиоматериалы на диске, и даже подключают к онлайн-экзаменатору, где по Скайпу связывается педагог и проводит тестирование ребёнка.

Женщина для дочери выбрала курс за 22 тысячи рублей — в среднем 2500 за месяц учёбы (не считая каникул). Ребёнок с блеском закончил первый класс, сдал все экзамены и с сентября пошёл учится во второй класс «домашней» школы.

- Времени на обучение дома тратится гораздо меньше, ведь мы не отвлекаемся на других детей, не ждём, пока они ответят, как в большом классе. Да и дочери со мной спокойнее, нет стрессов, конфликтов, которые неизбежны в детских коллективах, - говорит Елена.

Впрочем, в третий класс она уже точно дочь поведёт в обычную школу. Программа усложняется, растёт и цена за курсы: более-менее качественные материалы стоят уже порядка 40 тысяч за год обучения, и это — ещё не предел.

Но даже не деньги главное — расходы на обычную хорошую гимназию, с её требованиями к форме, учебникам и т.д. едва ли будут сильно меньше. Куда важнее момент социализации. Как педагог Елена понимает, что ребёнок не должен расти тепличным растением. Современная жизнь жестока, и не получив «прививку» в детском коллективе, удар в подростковом возрасте будет намного болезненнее.

«Мама, я сегодня в школу не пойду»

Увы, но современная школа — гораздо злее, агрессивнее и жёстче, чем та, что была во времена СССР. Учителя теперь скованы законами и правилами, которые в 70-80-х показались бы просто идиотизмом. Те, кому за 40, наверняка помнят, что совершенно обыденным делом было дежурство в классе — дети оставались после уроков и мыли полы, скребли парты, драили школьные рекреации и до блеска натирали стёкла нашатырём. Сейчас это должны делать только специальные сервисные службы или техперсонал.

Привлекали школьников даже к покраске полов и плинтусов — совершенно недопустимое действо в нынешних условиях. Попробуйте, дайте старшекласснику кисть и банку нитроэмали — да на директора школы уголовное дело заведут! А ну как потравятся дети? Не можно!

За повышенный голос на 15-летнего оболтуса педагога могут затаскать по райОНО и прокуратурам, достаточно только дитяте пожаловаться детскому омбудсмену или его родителям написать заявление. Почти наверняка учитель будет неправ — сколько тому недавних примеров?

А чудовищное материальное расслоение? Это раньше в СССР все были равны и все ездили на троллейбусах. Сейчас посмотрите, на каких машинах детей подвозят к школам — автопарк областного правительства и губернатора позавидует!

Всё это приводит к крайне непростой психологической атмосфере. Современные педагоги всё больше открещиваются от воспитательной функции — только подача материала, только «натаскивание» на ГИА или ЕГЭ. Нежный, ранимый ребёнок в такой ситуации оказывается затюкан и затравлен, но педагоги этого не видят и видеть не хотят. Зачем? Ещё на сумасшедшую мамашку нарвёшься... Парадокс: учителя точно накажут, если класс завалит экзамен, но практически не будет взысканий, если что-то произойдёт (три раза плюнем через плечо) с учеником за пределами школы. Педагог, как говорится, быть психологом и нянькой не нанимался. Для этого отдельные службы есть.

Именно поэтому так растёт популярность семейного образования. Как противопоставление «злой школе». Да, в абсолютных цифрах пока количество «безшкольников» невелико по сравнению с 220 тысячами учащихся региона вообще. Но темпы роста — впечатляющие.

Фото:56orb.ru

- Интерес к семейному образованию растёт, это бесспорно. Более того, в ряде регионов приняты законы, которые компенсируют из бюджета расходы семьи в пределах стандартных трат на школьника, - комментирует замруководителя центра дистанционного обучения Лилия Шайхутдинова. - Проще говоря, если бы ребёнок ходил в школу, казна бы выделяла на него определённую сумму. А так — эти деньги имеют право получить родители для обеспечения качественного образования ребёнку.

Кстати, что касается Министерства образования области, то там тему домашнего и семейного образования комментируют нехотя. Что и понятно — в определённом смысле данный тренд — конкуренция классическому обучению в школах. Особенно, если практику бюджетных компенсаций примут и в Оренбуржье.

Чиновники особо подчеркнули в своих ответах, что не считают обучение на дому сколько-нибудь заметным явлением. И даже не ведут отдельную статистику, как эти ребята сдают ГИА и ЕГЭ, лучше или хуже получается это у них по сравнению с выпускниками школ.

А вот эксперты наоборот, говорят, что «безшкольники» очень активно распространяют свою идеологию самостоятельного образования, создают свои группы в соцсетях, обмениваются опытом и даже есть опыт судебных разборок с региональными минобрами для получения компенсаций там, где нет пока на этот счёт чётких местных законов.

- Вы же понимаете — чем больше будет педагогов и директоров школ, называющих публично детей «отбросами», тем сильнее популярность семейного образования, - говорит Шайхутдинова. - Да, далеко не каждый родитель имеет и возможности, и желание учить ребёнка самостоятельно. Но и отрицать тренд нельзя. Интерес к теме — огромный, просто многие даже не знают о таких возможностях, что открывает закон. И мы полагаем, что в среднесрочной перспективе до 2-3% школьников могут заниматься дома, особенно при поддержке государства. А это порядка 4-4,5 тысяч человек. У родителей, у детей должен быть выбор. А школа должна конкурировать за ребёнка — и это совершенно нормальный процесс.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter