Posted 22 февраля 2021,, 06:14

Published 22 февраля 2021,, 06:14

Modified 17 октября 2022,, 16:50

Updated 17 октября 2022,, 16:50

Денег нет, но вы кормитесь! Почему в Оренбуржье школьный обед стоит дешевле тюремного

22 февраля 2021, 06:14
Чуть более года назад президент России Владимир Путин в своём послании дал поручение — обеспечить полноценным и бесплатным питанием всех учащихся начальных классов. Удалось ли выполнить указания главы государства у нас в Оренбуржье? Попробуем разобраться.

Счастье — есть

Напомним, что о необходимости бесплатного питания младшеклассников Владимир Путин сказал в своём послании Федеральному Собранию 15 января прошлого года. В рекордно короткие сроки был разработан соответствующий законопроект, моментально прошедший чтения в Госдуме и одобренный в Сенате. 1 марта президент закон подписал, и он официально начал действовать.

Но буквально сразу же после публикации к документу стали возникать вопросы.

Тут нужно понимать, что, вообще-то говоря, в постсоветской России система социального питания (куда относится и школьное, и детсадовское, и спецпитание для детей-инвалидов) развивалась совершенно по разному в разных регионах. В итоге исторически сложилось так, что в одних территориях дети в школах и так кушали бесплатно — например, это младшие школьники в Москве, Астраханской области, в Крыму и на Сахалине. А где-то в регионах победнее были рады только казённой булочке с чаем. Остальное — за родительскую доплату.

Для реализации закона из федерального бюджета до 2023 года выделяется 148 миллиардов рублей из федерального бюджета. На эти деньги как раз и нужно обеспечивать младшеклассников горячим питанием. Причём в законе чётко не указано, как именно кормить детей. Зато санитарные нормы и правила предписывают: полноценными завтраками, если они учатся в первую смену, и обедами — если во вторую. В случае, если есть продлёнка и ребёнок в школе проводит более 6 часов в день, то, соответственно, кормить его нужно три раза — и завтраком, и обедом, и полдником.

Испорченный обед

В Оренбургской области на бесплатное питание в школах претендуют более 107 тысяч детей. При этом цена бюджетной дотации на одного ребёнка в Оренбурге на 2021 год определена в сумме 59 рублей 88 коп. в день. (54 рубля 88 коп — областной бюджет, остальное — муниципалитет). Вот, собственно, в эту сумму как хотите — так и укладывайтесь.

Комбинаты питания за эти деньги ещё умудряются как-то приготовить завтрак, соответствующий нормам питания. Без изысков, конечно и особого разнообразия — но, как гриться, чем богаты. А вот обед дешевле чем за 82 рубля по нормативам сварить не получится никак. Но из бюджета, повторимся, выделяют только 59 руб. 88 коп.

На днях прокуратура провела проверку выполнения закона о бесплатном питании школьников, и «внезапно» обнаружила — оказывается, у более 30 образовательных учреждений в 19 муниципалитетах таки есть недочёты. Были выписаны предписания в адрес Минобразования области, а директора школ-нарушителей — оштрафованы.

— Парадоксальная ситуация: сегодня ответственность за выполнение президентской задачи — накормить детей — фактически свалили на директоров школ. Чуть что — виноваты именно они. Так это произошло в Оренбурге, где директоров оштрафовали за то, что у учеников начальных классов не было бесплатных обедов. А тот факт, что ни область, ни город не выделяли на них деньги — остался без внимания. Хотя это явное противоречие с федеральным законодательством: там чётко указано, что ответственность за обеспечение в том числе и услуг питания несёт учредитель учебного заведения. В подавляющем большинстве случаев это муниципалитеты, — комментирует Председатель правления Ассоциация предприятий отрасли социального питания, член Общественного совета при Минсельхозе России Андрей Плышевский.

Школы в данной ситуации выкручиваются, кто как могут. Кто-то просто переводит всех детей в первую смену, чтобы избавить от необходимости заказывать дорогие обеды. Закрывают продлёнки — лишь бы уложиться в «пищевой норматив». Но не нужно быть академиком, чтобы понять: проблема питания - структурная, она сложилась из-за несовершенства законодательства и без участия областных властей тут не обойтись.

В Ульяновске — смогли, в Оренбурге — пожалели

Ещё больше проблем вызывает организация питания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кому требуется, например, безлактозное молоко или специальная овощная диета. Таким детям даже готовить нужно на отдельных столах, чтобы на 100% исключить контакт с теми продуктами, что им запретил употреблять врач.

В Оренбургской области указом губернатора на 2021 год определена сумма в 65 рублей на каждый день посещения ребёнком с ОВЗ учебного заведения. Причём санитарные нормы и правила предписывают таких детей кормить МИНИМУМ два раза в день. Но как, если только завтрак, как мы указали выше, стоит 59 рублей?

На сегодня в России 65 рублей в день — это одна из самых низких бюджетных ассигнований на такой тип питания среди регионов страны. Например, на малой родине губернатора, в Екатеринбурге казна отпускает 135 рублей в день. в Ульяновске и вовсе тариф гибкий — по сути, вот сколько нужно данному ребёнку с его заболеванием на нормальное питание — столько и дадут.

Да что там далеко ходить: у нас даже заключённым на зоне казна выделяет на еду более 80 рублей в день. А нормальному здоровому школьнику предлагает питаться на 59 руб.

Перед праздниками, на прошлой неделе прошло большое совещание на тему школьного питания с представителями образовательных учреждений и первым заместителем министра образования области Ниной Гордеевой. Резюмируя итог, можно сказать: в областной казне денег на детские обеды сверх уже оговоренного, нет. Найти недостающие ресурсы предлагается муниципальным образованиям.

Но такая позиция определённо расходится с президетскими требованиями — всех кормить полноценно и бесплатно. Более того, и деньги на это нужно закладывать с учётом федеральных резервов. Почему же оренбургские чиновники от образования не озаботились этим ранее при планировании расходов?

В то же время оренбургские комбинаты школьного питания работают по схеме «заказал» — «получил». Если нет заказов, то глупо обвинять КШП, что они «плохо кормят детей».

— Мы работаем по заявкам. Заказывает учебное заведение 500 завтраков, получает. Заказывает 150 обедов, тоже получает. Но это не означает, что мы не участвуем в обсуждении возникающих проблем. Поверьте, печально видеть, как штрафы выписывают директорам школ. Они бы с удовольствием заказывали обеды, но их финансирование не заложено ни в бюджете региона, ни в бюджете муниципалитетов. По какой причине так произошло и как исправлять ситуацию, чтобы четко и в полном объеме выполнять поручение Президента РФ Владимира Путина? Уверен, что региональной власти необходимо срочно разобраться в этой проблеме и найти решение. Совсем негоже, когда самые беззащитные получают незаслуженные взыскания. Обеспечить реализацию поручения Президента — полноценное питание ВСЕХ школьников 1-4 классов — наша общая задача, непростая, глобальная. Вместе мы быстрее и эффективнее найдем решение возникающих трудностей. Важно слышать друг друга, — уверен директор КШП «Подросток» Сергей Попцов.

Андрей Плышевский тоже уверен, что накормить детей по нормальным ценам, полноценными завтраками и обедами можно только тогда, когда будут разработаны единые правила и определены ответственные.

— Как только мы четко зафиксируем ответственность, сразу будет понятно, кто должен обеспечивать выполнение какой задачи. Например, директор школы отвечает за то, чтобы в учебном заведении было необходимое количество рукомойников, чтобы дети не тратили лишнее время перед обедом. Чтобы перемены для приема пищи были по 20 минут. Ответственность учителя — чтобы дети приходили в столовую вовремя, а не через 5-10 минут после звонка, когда на столах уже все остыло. Ответственность муниципалитета — взаимодействие с Роспотребнадзором, контроль за проведением торгов, качеством продуктов, развитие инфраструктуры, выбор модели социального питания. Здесь вполне жизнеспособен формат государственно-частного партнёрства, когда оператор строит за свой счет комбинат питания, проводит модернизацию пищеблоков, а бюджет возвращает эти расходы в экономические обоснованные сроки. Тогда у инвесторов будет больше стимулов заходить на этот сегмент.

"