Posted 20 июля 2019,, 00:02

Published 20 июля 2019,, 00:02

Modified 17 октября 2022,, 16:32

Updated 17 октября 2022,, 16:32

Несладкое лето: оренбургский мёд может резко подрасти в цене

20 июля 2019, 00:02
Продавцы мёда предупреждают о росте цен на сладкий продукт. По сравнению с прошлым годом стоимость трёхлитровой банки «золотого лакомства» вырастет на тысячу рублей.

Мёда много, но цены растут

Журналисты 56orb.ru прошлись по рынкам Оренбурга и расспросили продавцов мёда о том, медоносным ли стал 2019 год и что происходит с ценами на местную продукцию.

Как сообщили продавцы, проблем с нехваткой мёда в этом году ожидать не стоит. Несмотря на засуху, степь и поля в этом году дали вполне обильный цвет, пчёлы приносят много пыльцы. На прилавках уже можно встретить мёд нынешнего сбора — липовый и цветочный. Любимый многими гречишный продукт присутствует только прошлогодний.

— Гречиха пока ещё не отцвела. Его ещё рано собирать. Появится он в середине августа, примерно, — рассказали журналистам мёдоделы.

Что же касается цен, то они оказались довольно кусачими. Если в прошлом году 250 мл. мёда можно было приобрести за 200 рублей, то сейчас ниже 250 рублей цену сложно найти. Совсем другие цены сейчас и за трёхлитровые банки мёда. Если в 2018 году стоимость была от 1 500 рублей, то в этом году ценник ниже 2 000 рублей мы не увидели. При этом продавцы предостерегают, что к концу года цена и вовсе взлетит до 2 500 рублей.

Помимо мёда сейчас можно приобрести другую пчелиную продукцию- сегодня пользуется спросом цветочная пыльца, по уверению продавцов, она придаёт сил и укрепляет иммунитет человека. Пользуется спросом и пчелиный воск. Правда его не едят, но он ценится у косметологов, сапожников, тех кто занимается изготовлением свечей. Выходит так, что сегодня пчеловодство превратилось в безотходный бизнес- на всё, что делают пчёлы- есть спрос.

Скрытый бизнес

В Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности отмечают, что пересчитать людей, занимающихся медовым производством не легче, чем самих пчёл. Дело в том, что многие пасечники никак не регистрируются, не оформляют документы ни как индивидуальные предприниматели, ни как крестьянско-фермерские хозяйства. В буквальном смысле пока не наткнёшься на гудящий рой — и не догадаешься, что в селе есть пасечники.

Такой скрытый бизнес нередко выходит пчеловодам боком. Причём речь здесь идёт не только о наших оренбургских мёдоделах. Так, в новостях получила широкую огласку информация о массовой гибели пчёл в Липецкой области. С начала июня в регионе погибло около 2,4 тыс. пчелосемей, или 7% от всех роев региона. Причина — в обработке полей пестицидами. И как итог — пострадали расположенных рядом пасеки.

Владельцев ульев своевременно не предупредили о предстоящей обработке просто потому, что не знали об их существовании. Как результат — многомиллионные убытки, которые никто не восполнит. Раз тебя как пасечника не существует, то ни застраховать бизнес, ни обратиться в Арбитражный суд ты не можешь.

Судиться можно, если хозяева обрабатываемых полей знали что там стоят ваши улья и работает пасека. Если же не знали, тогда вопрос, а что вы делали на чужой земле? Мы прежде чем встать на поле едем к агроному и спрашиваем о графике обработок. Кстати, фермеры охотно разрешают разворачивать пасеку рядом с полями, так как благодаря опылению резко вырастает урожайность. Да и баночку мёда в подарок потом можно получить — от души, как говорится, — комментирует пасечник Айрат Куджабаев.

Пасек — меньше, ульев — больше

Что любопытно — в Оренбуржье число официально зарегистрированных пасечных хозяйств стремительно сокращается.

Так, по данным регионального Минсельхоза, в 2018 году оформили свою пасеку и получили ветеринарно-санитарный паспорт 1442 пчеловода. А в этом году таковых — всего 1076.

Но сокращение числа не означает сокращения объёмов. В прошлом году было зарегистрировано 38 028 пчелосемейств, а в этом — почти в полтора раза больше, 59 491. Это говорит о том, что пасеки укрупняются и объединяются, — отмечают в пресс- службе министерства.

— Много лет на медовом рынке был ценовой демпинг, мелкие пасечники, у которых это не основной бизнес, а больше хобби, продавали на рынках продукцию по заниженным ценам, — объясняют продавцы на центральном рынке. Сейчас таких стало меньше, поскольку пчеловодство требует всё возрастающих вложений: бензин дорогой, попробуй, покатайся… Крупные же пасечные хозяйства постепенно возвращают контроль за ценами на рынке, «выдавливают» конкурентов.

Правда, отметим, что пока речь идёт о ценах за мёд именно что на рынках Оренбурга. Но есть способ купить продукт дешевле — через Интернет. В веб-магазинах сегодня большой ассортимент, причём как оренбургского, так и башкирского мёда. И цены — порядка 1500 рублей за трёхлитровую банку.

Другой вопрос, что виртуальная покупка мёда не всегда может быть удачной с точки зрения потребительских предпочтений. Всё-таки одно дело самому походить по рынку, взять палочку и попробовать медовую пробу на язык, оценить на цвет и запах. Интернет-технологии такой возможности не дают: заказал по фотографии, оплатил карточкой — получил через почтовый сервис или у курьера. А там уж ешь, что прислали.

"