Posted 19 июля 2019,, 09:19

Published 19 июля 2019,, 09:19

Modified 17 октября 2022,, 16:32

Updated 17 октября 2022,, 16:32

От сумы и от тюрьмы: самые известные бизнесмены-банкроты Оренбуржья

19 июля 2019, 09:19
Деловая фортуна — штука изменчивая. Сегодня ты на вершине удачи, уважаемый и состоятельный бизнесмен, а завтра оказался банкротом, с огромными долгами, и вспоминают о тебе только разгневанные кредиторы. В нашей области немало тех, кто красиво начинал — да плохо закончил.

Закон о личном банкротстве (физических лиц) — явление в арбитражной практике России сравнительно новое. Его приняли 1 октября 2015 года, но даже за такой короткий срок в Оренбургской области, судя по данным Федресурса, было зарегистрировано порядка двух тысяч исков о личной несостоятельности. В списке тех, для кого груз долгов и обязательств оказался не по силам, можно встретить очень интересные — и до боли знакомые фамилии. Итак:

№ 1 Чернов Сергей Анатольевич

Бенефициар предприятий огромного холдинга «Уралэлектрострой», которые ныне находятся под внешним управлением из-за плохого финансового состояния.

Как один из поручителей по гигантским кредитам, оказался в огромных долгах. В прошлом году подал на банкротство себя как физического лица, несколько раз суд откладывал принятие решения, но 14 февраля 2019 года всё-таки признал предпринимателя финансово несостоятельным.

Совокупная задолженность Сергея Чернова вместе с солидарными обязательствами превышают сумму в 7,7 миллиарда рублей,

что является абсолютным рекордом личного банкротства не только в Оренбургской области, но и в России вообще. Как говорится, и здесь наш регион и его отдельные жители — впереди всей страны.

Правда, нужно отметить, что сейчас ситуация на заводах Чернова выправляется, есть контракты, заказы, и даже идёт постепенное гашение долга. Однако из-за огромных сумм и обременений до полного выправления положения ещё очень далеко.

№ 2 Насыбуллин Ильдар Ирмутович

Бывший руководитель одного из крупнейших целинных хозяйств региона — ЗАО «Юбилейное», бенефициар агрохолдинга «Целина», бывший депутат Законодательного собрания от «Единой России»

задолжал кредиторам более 923 миллионов рублей.

В основном — банкам: Сбербанк, например, пытается взыскать с него почти 70 млн. рублей, местный областной Банк «Оренбург» — 53,5 миллиона рублей. Но основной кредитор — Россельхозбанк, который предъявил претензии на 681 миллион рублей.

Расплатится с такими долгами бывший депутат вряд ли сможет: по данным арбитражного управляющего у Насыбулина недвижимого имущества на 0 рублей, а инвентаризация имущества движимого показала наличие оного всего лишь на 1835 руб. 46 коп.

Негусто…

№ 3. Михайлов Виталий Вячеславович

Некогда очень известная личность, можно даже сказать — медийная. Совладелец и генеральный директор ныне ликвидированного ООО «Автосалон «РЕНОМ». С сентября 2010 года по март 2012-го работал в правительстве Оренбургской области заместителем министра экономического развития региона, курировал выполнение целевых программ по развитию предпринимательства и улучшения инвестиционной политики.

С 2007 по 2012 год был в числе совладельцев мужского глянцевого журнала «ПугачёвЪ», на страницах которого публиковались в полуобнажённом виде местные девушки-модели. Был завсегдатаем и ценителем конкурсов женской красоты, а так же спонсором таких зрелищно-эпатирующих мероприятий. Владел рекреационным участком со строениями вблизи Димитровского водохранилища

В 2016 году разразился громкий скандал, едва не обернувшийся для Михайлова уголовным делом. Суть в том, что автосалон «Реном» принимал предоплату за автомобили, но сами машины покупатели вовремя не получали. Таким образом, обманутыми оказались несколько десятков оренбуржцев, которые массово стали обращаться в суд и правоохранительные органы.

В июне 2016 года головная компания «Рено» разорвала дилерский договор с оренбургским автосалоном. А уже осенью того же года «Реном» стал банкротом. Финансово несостоятельным в рамках субсидиарной ответственности был признан и Виталий Михайлов как физическое лицо. Правда, уголовного преследования к нему не применялось — всё ограничилось исключительно рамками арбитражных судов. Тем не менее,

Сумма требований кредиторов к Виталию Михайлову на начало 2018 года составляла 443 млн. 678 тысяч рублей.

Сейчас Виталий Михайлов отошёл и от политической, и от издательской деятельности. По данным из открытых источников, он остаётся директором ООО «Гиатек», зарегистрированного по адресу в многоквартирном доме в посёлке Первомайский Оренбургского района (Донгуз). Фирма, по данным ОКВЭД, занимается торговлей медицинскими препаратами.

Конкурсным управляющим год назад была предпринята попытка распродать имущество должника, самым ценным из которого являлся земельный участок и строения в районе Димитровского водохранилища. За райское местечко для отдыха на берегу водоёма (в окрестностях которого, поговаривали, и проводились в том числе и некоторые фотосессии для журнала «ПугачёвЪ») просили 3 млн. 600 тысяч рублей.

Что, впрочем, всё равно оказалось недостаточно для полного покрытия всех долгов.

4. Берлин Эдуард Михайлович

Известный оренбургский предприниматель, основатель и генеральный директор некогда крупнейшей в регионе компании по производству безалкогольных и витаминизированных напитков «Живая вода».

С 2007 до начала 2010 года занимал должность первого заместителя министра экономического развития и торговли Оренбургской области. Курировал потребительский рынок и госзакупки.

Одним из первых в регионе стал привлекать в начале «нулевых» капитал для развития компании не через банки, а через выпуск срочных облигаций и векселей. Сотни оренбуржцев покупали ценные бумаги «Живой воды». И в итоге остались ни с чем — компании обанкротилась, а сам Эдуард Берлин в 2016 году объявил себя финансово несостоятельным и не отвечающим по долгам прежних своих фирм.

Однако совсем недавно конкурсный управляющий «Национальной водной компании» сумел «реанимировать» банкротное дело против Берлина и вновь инициировал привлечение его к субсидиарной ответственности.

Совокупная задолженность, которая предъявляется экс-чиновнику, составляет 331 млн. 718 тысяч рублей.

Первое заседание суда прошло 17 июля, очередное ожидается 29 июля.

5. Борников Александр Викторович

Известный аграрный предприниматель, совладелец зерновой компании «Славянка», бенефициар множества предприятий на востоке Оренбурга, экс-депутат Законодательного собрания Оренбургской области. В политическом поле запомнился своей открытой фрондой с тогдашним губернатором Юрием Бергом и скандальным письмом к президенту России Владимиру Путину в 2014 году, в котором обвинял Берга в потакании криминалитету на востоке региона.

В 2016 году пытался вновь избраться в Законодательное собрание, причём на выборы демонстративно пошёл как самовыдвиженец, открестившись от всяких связей с «Единой Россией». Но — выборы проиграл как раз выдвиженцу от «единороссов» Сергею Алейникову.

В том же 2016 году презентовал книгу «Забыть нельзя помнить. Записки депутата».

По объёмам предъявленных ему лично долговых обязательств, Александра Борникова вполне можно было поместить на второе место после Сергея Чернова. Так как первоначально,

в 2017 году, компания «Ресурсинвест» потребовала с него лично в рамках субсидиарной ответственности сумму в 2 млрд. 480 млн. рублей.

Однако через три месяца иск был отозван — стороны договорились о реструктуризации долга. Поэтому в нашем рейтинге мы решили поставить экс-депутата на 5 место. Тем более, что перемирие с «Ресурсинвестом» продлилось меньше года: в августе 2018-го эта компания вновь подала иск о признании Борникова банкротом. И, судя по всему, отступать уже не намерена.

За год банкротных «терзаний» Александр Борников переехал из шикарного коттеджа в Ростошах на улице Розовой в городскую квартиру на улице Аксакова (во всяком случае о смене места регистрации есть отметка в судебных материалах). Хотят лишить совладельца «Славянки» и его джипа Mercedes-Benz GLS350 D4 MATIC, который он в 2017 году покупал почти за 4 миллиона рублей.

С 1 июля этого года началась распродажа имущества экс-депутата — банкрота, которая продлится до 28 декабря.

Эх, прокачу с долгами!

Среди известных оренбуржцев, которые признаны банкротами (но с меньшими суммами долговых обязательств) можно выделить ещё нескольких примечательных личностей.

Так, например, финансово несостоятельным признан бывший бенефициар Оренбургского молочного комбината, птицефабрики «Родина» и ряда других предприятий Оренбуржья Заридзе Гоча Годерзиевич. Его банкротное дело крайне запутанное, рассматривает его Арбитражный суд Москвы, а число кредиторов и различных заявителей — более 20 лиц.

Всего в рамках этого дела уже выпущено почти две сотни судебных решений различных инстанций — и процесс ещё продолжается.

Признан банкротом и Виталий Михайлович Генишер, совладелец ряда компаний в Оренбурге, участник праймериз «Единой России» на предыдущих выборах в Оренбургский городской совет (правда, неудачно). В социальных сетях пишут, что он покинул Россию, не вынеся бремени свалившихся на него официальных долгов в сумме порядка 25 млн. рублей — и долгов неофициальных, взятых у «очень авторитетных людей».

И в завершение обзора известных банкротов нашего города, как противовес Александру Борникову, можно привести бывшего директора предприятия "Заводэнергострой" Евгения Александровича Балтенкова. С него кредиторы - банки ВТБ и "Оренбург" - требовали около 100 миллионов рублей.

Для погашения долгов конкурсный управляющий провёл поиск имущества и обнаружил автомобиль. Но не шикарный "Мерседес", как у Борникова, а несколько похуже (см. фото)

Собственно, вот такую вот "машину" и предлагается забрать кредиторам - нате, не жалко! Впрочем, с безнадёжных банкротов хоть металлолом - а всё деньги. И поскольку долговых тюрем, как, например, в Таиланде, у нас нет, то и шансов на возврат миллиардов с топовых должников - практически никаких.