Posted 19 января 2021,, 16:07

Published 19 января 2021,, 16:07

Modified 17 октября 2022,, 17:12

Updated 17 октября 2022,, 17:12

Экономический кризис, пандемия и выборы: прогнозы оренбургских экспертов на 2021 год

19 января 2021, 16:07
Для большинства 2020 год выдался непростым во всех смыслах. Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в нашу жизнь, заставила взглянуть на многие проблемы под другим ракурсом, пересмотреть свои приоритеты.

Коронавирусная инфекция по-прежнему не сдает своих позиций. Экономика и бизнес с трудом переживают последствия нескольких месяцев вынужденного локдауна, а в сентябре россиян ожидают выборы в Государственную Думу. Редакция сетевого издания 56Orb вместе с экспертами попыталась спрогнозировать, чего ждать россиянам, оренбуржцам от 2021 года.

Выборы 2021

На предстоящих выборах в Госдуму и Законодательное собрание революции не произойдет — ни в России, ни в Оренбургской области. Политолог и социолог Галина Шешукова уверена, что исход борьбы очевиден, однако не исключает некоторого элемента непредсказуемости в распределении голосов между кандидатами, в частности, за счет «умного голосования», предложенного Алексеем Навальным:

— Традиционно победит на выборах в Государственную Думу и Законодательное собрание Оренбургской области партия «Единая Россия». Это объясняется в частности и особенностями смешанной избирательной системы. Половина депутатов из правящей партии избирается по партийным спискам. Здесь партия «Единая Россия» может получить от 30 до 40 процентов голосов. Остальные голоса заберут системные партии КПРФ, ЛДПР, СР. Однако по одномандатным округам партия «Единая Россия» будет иметь большинство, так как имеет для этого соответствующие ресурсы. И поэтому партия «Единая Россия» может получить квалифицированное большинство, как в федеральном, так и в региональном парламенте. Принципиальных изменений в политической системе, я полагаю, не произойдет. Интересный момент: если партия на выборах в Госдуму не преодолевает пятипроцентный барьер, то ее голоса уйдут преимущественно «Единой России», так как она получит большинство. Скорее всего пять процентов и более смогут набрать только старые партии. Из «новичков» барьер преодолеет максимум одна партия.

По словам политолога, протестные настроения в 2020 году среди оренбуржцев резко снизились по сравнению с 2019 годом. Собственно, в прошлом году протестов никто и не инициировал в связи с запретом массовых мероприятий. Как показывают соцопросы, уровень доверия к избирательным комиссиям среди оренбуржцев достаточно высокий. Однако не исключено, что «Единая Россия» на предстоящих выборах может лишиться части голосов. Это будет зависеть от ситуации в стране и особенностей избирательного процесса.

— Алексей Навальный внесет свою лепту в эту избирательную кампанию. Правда, скорее всего не сам лично, а через свою команду. «Умное голосование» будет использовано, возможно, в Оренбурге и области по округам. Сторонники Навального будут рекомендовать каких-то своих проходных кандидатов, но существенных изменений в раскладе политических сил скорее всего мы не увидим. Понятно, кто победит на выборах, но вот с каким окончательным счетом, будет зависеть от совокупности факторов, важнейшим из которых является результат деятельности органов власти в борьбе с пандемией к лету 2021 года, — комментирует Галина Шешукова.

Журналист, шеф-редактор радиостанции «Эхо Москвы в Оренбурге» Ирина Левина тоже уверена, что ни о какой конкуренции и состязательности на выборах речи не идет. Эксперт с грустью констатирует, что в последние годы политическое поле в Оренбуржье становится совсем монохромным. Политические оппозиционные партии, которые играли заметную роль еще 5-10 лет назад, сегодня серьезно сдали свои позиции.

— Предвкушаю трагикомичную картину на предстоящих выборах. Делать вид, что выборы конкурентные и интересные надо, а вот за счет чего, я не понимаю. Думаю, это будет очень плохая игра с очень плохими актерами. Соперничество между депутатами будет, но это точно не про открытый демократический процесс. Для жителей по большому счету ничего не изменится. Я не чувствую в регионе какого-то потенциала для кардинального обновления политического ландшафта. Те люди, которые раньше выступали организаторами протестных акций, уже давно не в политическом поле, либо вовсе уехали из Оренбургской области, — комментирует Левина.

Коронавирус: победа будет за нами?

Вероятнее всего, коронавирус удастся победить не так быстро, как нам бы того хотелось. Большинство экспертов сходятся во мнении, что это дело даже не одного года. Понадобится время, чтобы оценить первые результаты начавшейся вакцинации и более тщательно изучить природу вируса. До сих пор доподлинно неизвестно, как вирус будет мутировать, насколько серьезными будут его последствия, возможны ли повторные заражения.

— Окончательно победить коронавирус в этом году, думаю, не удастся. Говорить о результатах вакцинации и формировании коллективного иммунитета можно будет ближе к осени. Все лето мы так или иначе будем бороться с тем, чтобы не допустить новых вспышек. Ситуацию облегчает только тот факт, что мы всё больше привыкаем жить с вирусом, — комментирует адвокат, управляющий партнер юридической компании «Защита Права» Владимир Тишин.

В Норвегии и Германии уже зафиксированы летальные случаи, которые вызвала прививка от коронавируса. Масла в огонь подливают и «антипрививочники». Однако вакцинация, пожалуй, на сегодняшний день самый реальный способ, если не остановить, то хотя бы сбавить темпы распространения вируса.

— Какие бы осложнения и последствия для определенной части населения после прививки не произошли, кроме вакцинирования, другого варианта победить вирус нет. Вся история человечества доказывает, что справиться с пандемией можно только с помощью вакцин. В лучшем случае, думаю, ситуация с коронавирусом более-менее нормализуется к осени, в худшем — только к следующему году, — отмечает Галина Шешукова.

Журналист Ирина Левина напоминает о цифрах выборочного тестирования на антитела среди жителей Оренбургской области. Судя по ним, половина населения региона уже переболела коронавирусом, что дает небольшую надежду на то, что с основной волной в Оренбуржье все-таки справились.

Бесперспективная экономика

Уходящий год больно ударил по кошелькам как покупателей, так и предпринимателей. Оправляться от коронакризиса российскому бизнесу, который и так переживал не лучшие времена, придется долго и мучительно. Поддержка если и была оказана некоторым отраслям, то все равно с большой пробуксовкой. События марта-апреля прошлого года наглядно продемонстрировали, что российские власти не готовы больше к введению локдауна. Равно как и помогать предпринимателям материально.

— Никаких локдаунов точно не будет, но то, что прошлогодние события все равно будут оказывать влияние на экономику, абсолютно точно. Ряд экономистов считает, что мы начали погружаться в экономический кризис и стагнацию еще до пандемии. Ситуация с коронавирусом его только усугубила. По итогам прошлого года у нас количество безработных увеличилось в 5 раз. Колоссальные цифры для экономики, и непонятно, как выходить из этого кризиса, — комментирует Ирина Левина.

Юрист Владимир Тишин уверен, что не стоит ожидать каких-то позитивных перемен, если в стране не снижают налоги, не работают над улучшением инвестиционного климата и усилением защиты бизнеса, не создают новые рабочие места:

— Никаких оснований ожидать, что бизнес каким-то образом быстро восстановится от потерь, нет. Постепенно будет все тяжелее, потому что растут налоги, цена на топливо. Оптимистом быть в этой ситуации очень сложно. За границей после закрытия у бизнесменов одна проблема: когда им разрешат работать снова? После открытия они набирают сотрудников и продолжают работать. Спрос там восстанавливается довольно быстро. У нас проблема в том, что после снятия ограничений у бизнеса попросту нет ресурса для восстановления, который и без коронавируса был подорван. То, что за границей займет 3 месяца, у нас год-полтора.

Слово не воробей!

В этом году в России вступил в силу ряд законов, связанных с регулированием свободы слова, в том числе и в интернет-отрасли. Нарушителей ждет не только блокировка, но и уголовная ответственность. Все эксперты в один голос выражают обеспокоенность новыми законами, которые душат на корню любую слова и инакомыслие.

— Меня очень беспокоят вопросы, связанные с нарушением прав человека. По-прежнему принимаются законы, которые сокращают свободу слова, свободу высказывания своего мнения, вступления в различные организации. Например, законодательство об иностранных агентах. Хотя, возможно, оренбуржцев это коснется в меньшей степени. У нас, в принципе, все политические, правозащитные процессы российского уровня пребывают в затухшем состоянии, — констатирует Ирина Левина.

Ряд экспертов напрямую связывает новые законы с реакцией властей на новые вызовы. Речь идет о прецедентах в Хабаровске или, например, в Белоруссии.

— Законы направлены на ужесточение существующего положения, когда проще ничего не говорить, чем выбирать слова. Очень много ограничений, связанных со свободой слова, поскольку за ними следует уголовное преследование. Стоит десять раз подумать, говорить или нет. Одно дело, если тебя просто заблокируют, другое дело — если получишь сразу уголовку. Власть не собирается идти навстречу и искать компромиссы с гражданским обществом. У нас формируется тренд на борьбу с инакомыслием. Результат этой борьбы мы как раз увидим на выборах, с которыми тоже связана масса ограничений. Это все приведет к выхолащиванию политического поля, к снижению интереса к выборам, — комментирует адвокат Владимир Тишин.

Согласно данным глобального исследования «Индекс счастья», проведенного ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International в 41 стране, 45% россиян не ожидает значительных изменений в 2021 году. Всего лишь 16% жителей России оптимистично с оптимизмом смотрят в будущее.

"