Posted 18 августа 2017,, 06:31

Published 18 августа 2017,, 06:31

Modified 17 октября 2022,, 16:02

Updated 17 октября 2022,, 16:02

Хлебные реки выходят из берегов: оренбургское зерно некуда складировать

18 августа 2017, 06:31
Из-за второго рекордного урожая подряд хлеборобы Оренбуржья могут столкнуться с дефицитом мощностей для хранения зерна. Кроме того, переполненные элеваторы традиционно поднимают цены на свои услуги - а зернотрейдеры, наоборот, стараются заработать, сбивая стоимость злаковых.

Оренбургская область готовится собрать второй рекордный урожай подряд. Эксперты регионального Минсельхоза делают осторожные прогнозы на 3 миллиона тонн зерновых, памятуя о сырой осени 2016-го. Синоптики наоборот, предполагают, что нынешний сентябрь выдастся сухим и жарким, что позволит безболезненно, не закапываясь в грязь, собрать выращенный хлеб. Губернатор Юрий Берг на недавней встрече с хлеборобами Шарлыкского района сказал:

Мы проехали по полям – вчера в Октябрьском районе, сегодня в Шарлыкском – посмотрели. Важно было не только увидеть все своими глазами, но и пообщаться с людьми, с теми, кто непосредственно сидит за штурвалами комбайнов, работает на мехтоках. Делать прогнозы в цифрах не буду – это дело неблагодарное. Как говорят, цыплят по осени считают. Однако сегодня уже понятно, что в Оренбуржье неплохой урожай. Вчера разговаривал с главой Светлинского района. Там урожайность пшеницы 15 центнеров с гектара, такого никогда не было. Максимум – 7 центнеров. Есть в области поля, где урожайность озимого ячменя составляет до 70 ц/га.

Учитывая, что в прошлом году регион собрал почти 3 млн. 200 тысяч тонн зерновых - и это с учётом сырой осени, то в этом, если прогнозы синоптиков сбудутся, валовый сбор может достигнуть 3,4-3,5 миллионов тонн. И хотя вполне справедливо губернаторское замечание о цыплятах, которых считают по осени, тем не менее всё острее встаёт вопрос - а не выйдут ли хлебные реки из элеваторных берегов?

Общая мощность по хранению всего спектра зерновых в Оренбуржье составляет около 3,5 миллиона тонн. Из них чуть менее 2 миллионов могут разместится на 24 элеваторах, остальные 1,6 миллиона - зернохранилища самих хозяйств и хлебоприёмных предприятий.

Казалось бы, даже при самом смелом прогнозе места хоть и впритык, но хватит. Однако есть нюанс: на элеваторах и ХПП хранится ещё и стратегический зерновой резерв, а так же переходящие запасы урожая предыдущего года. Напомним, что в 2016-м валовый урожай был порядка 3,2 миллионов тонн, около 300 тыс. тонн осталось в резерве. Ещё столько же - переходящий остаток. Итого, на начало сельхозгода приблизительные оценки загруженности зерновых мощностей - 500-600 тыс. тонн. Следовательно, под нынешний урожай остаётся резерва менее 3 млн. тонн - всё, что свыше, придётся или ссыпать на открытых токах, или сразу сгружать с поля зерновым перекупщикам.

Причём нужно учесть, что практически все элеваторы области - полностью частные, давно акционированы и выкуплены. Они сами устанавливают расценки на приёмку, сушку и закладку на хранение зерна. И, кстати, немаленькие - за месяц хранения элеваторы берут порядка 70 рублей с каждой тонны, плюс погрузка-разгрузка - 200-250 рублей за тонну.

При этом сбываются самые страшные опасения хлеборобов - из-за обилия урожая и дефицита мощностей хранения цены на зерно стали стремительно падать. Только за последние 10 дней, по данным агентства "ПроЗерно", тонна пшеницы 5 класса подешевела с 7100 рублей до 6700, или на 6%.

С такими бешеными ценами на топливо, на запчасти, на проценты по банковским кредитам предел зерновой рентабельности - это 4500 рублей за тонну. Если дешевле- то проще ссыпать всё в яму и бульдозером закатать.говорит новосергиевский фермер Иван Новиков

Более того, при низкой цене становится нерентабельным и хранить зерно на элеваторе. Привезти-увезти, засыпать на хранение, просушить, проводить обработку во время хранения - это минус 1000-1500 рублей от дохода с каждой тонны за полгода хранения. И только при условии, что элеваторы не начнут поднимать тарифы, а такая вероятность есть. Так, наши соседи из Самарской и Саратовской областей уже с этим столкнулись.

Сейчас у хлеборобов надежда лишь на зерновые интервенции: государство в период высокого урожая закупает хлеб по высоким фиксированным ценам, не давая тем самым трейдерам безраздельно властвовать на рынке. Однако и тут вопрос упирается в мощности по хранению - если некуда засыпать зерновые, то о каких интервенциях может идти речь?

Пока в области собран лишь один миллион тонн злаковых и настоящие хлебные торги ещё не начались. Но уже к концу августа - в первых числах сентября тема цены и хранения встанет очень остро. Большой урожай может обернуться сплошными убытками.

У нас уже фактические затраты на эту уборочную вдвое выше, чем раньше. Больше зерна - больше нагрузка на технику, больше расход ГСМ, на зарплатный фонд, приходится строить дополнительно два зернотока для приёма машин с полей. А если цены на хлеб упадут, то получится, что выручка такая же, как и прежде, то есть хозяйство просто рискует уйти в минус.переживает Новиков.

Тем не менее пока у селян остаётся надежда, что государство справится с ценовыми "качелями" и нынешний сельхозгод станет самым удачным за прошедшие полтора десятилетия.

"