Posted 18 мая 2020,, 06:08

Published 18 мая 2020,, 06:08

Modified 17 октября 2022,, 17:05

Updated 17 октября 2022,, 17:05

Работа не волк? Как коронавирус перекраивает рынок труда в Оренбуржье

Работа не волк? Как коронавирус перекраивает рынок труда в Оренбуржье

18 мая 2020, 06:08
Фото: Медиахолдинг1Mi
Коронавирусная инфекция и введённые меры по самоизоляции привели к настоящему экономическому шоку. Тысячи предприятий оказались закрытыми, многие бизнесы — на грани банкротства. Серьёзные изменения претерпел и рынок труда: специальности, на которые ещё два месяца был аншлаг, теперь никому не нужны.

Продавец? Не, не нужен…

По данным региональной Службой занятости, за апрель число оренбуржцев, подавших документы на получение выплат по безработице, выросло вдвое — до 25 тысяч человек. Это гигантская цифра, особенно в весенний период, когда традиционно в области растёт спрос на рабочие руки.

Но закрытые магазины, кафе, спортцентры привели к массовому высвобождению рабочих рук — и большинство как раз встают на биржу труда.

Однако порадовать тут страждущих поработать нечем. Количество вакансий стремительно сокращается.

Так, например, если в конце декабря через Службу занятости работодатели готовы были нанять почти 12 тысяч работников, то сегодня число вакансий — всего 6600. То есть, на одно рабочее место претендуют в среднем четыре соискателя.

Большие изменения произошли и в самой структуре спроса на профессии. Например, всегда были востребованы продавцы, особенно — продовольственных товаров. Но сегодня спрос на этих специалистов упал почти в шесть раз. На середину мая была всего 21 вакансия для желающих встать у продуктового прилавка и 7 вакансий на непродовольственный сегмент.

Не нужны больше и парикмахеры — всего 5 вакансий на всю область. 35 вакансий осталось на поваров (в декабре 2019-го их требовалось почти вдесятеро (!) больше). И осталась на всю область одна-единственная вакансия маникюрного мастера — он (или она) требуется в райцентр Беляевка.

«Путин доплатит!»

На фоне обвала спроса на некогда самые ходовые специальности резко растёт спрос на врачей, фельдшеров и медсестёр. Что, в общем, вполне предсказуемо. Именно люди в белых халатах сегодня — на фронтовой передовой борьбы с коварным COVID-19.

Причём спрос подогревается и со стороны других регионов, которые готовы брать на работу оренбургских врачей и предлагать им несравненно более высокие, чем у нас, зарплаты.

Как итог — почти двукратный рост спроса на медперсонал с высшим образованием. Врачей разного специалитета, включая управленческий персонал, в области по состоянию на 12 мая требуется 731. Спрос за время эпидемии вырос более в два раза. На конец прошлого года, например, в больницах и поликлиниках Оренбуржья недоставало всего около 300 врачей.

Однако на этом фоне довольно странно выглядит существенное падение предлагаемых медикам зарплат. Мы уже рассказывали прошлой осенью о парадоксальной ситуации в области, когда даже за 100 тысяч не удавалось найти хирурга. Теперь спрос на врачей остался, но оклады, которые им обещают платить, заметно уменьшились.

Видимо, рассчитывают на то, что остальные деньги медики доберут за счёт «путинских выплат» при уходе за коронавирусными больными? Типа, 18 тысяч вам клиника выдаст, 50 тысяч — доплата — вот на круг и выйдет обещанные 70 тыс?

Крепче за баранку держись, шофёр

Среди других специальностей, баланс спроса и предложения на которые серьёзно изменился — программисты. Их требуется меньше, чем ранее, всего 27 вакансий. Что объясняется потерей IT-компетенций областью: всё больше толковых кодеров уезжают работать в Москву и уже оттуда удалённо администрируют большинство программных продуктов.

Практически не нужны и такие новомодные специальности, как дизайнер и специалист по интерьеру. Например, по состоянию на начало мая требовались лишь 2 дизайнера в области, причём обе вакансии — на «минималку» в 13949 рублей.

Резко упал спрос и на менеджеров всех категорий — на весь регион 17 вакансий.

А вот на грузчиков и водителей автомобилей всех категорий наоборот, спрос остаётся стабильным, несмотря ни на какие коронавирусы. «Грузалей» нужно около 100 человек, водителей — около 300.

Но вот с зарплатами тут — швах. В основном нанимают водителей муниципальные структуры и предприятия, которые заявляют в строке «зарплата» минимально возможные по трудовому законодательству 13949 рублей. Много ли желающих ворочать рулём за такие деньги?

Вообще в целом ситуация на рынке труда довольно депрессивная. Предложения по зарплатам снижаются. И дело в итоге просто может дойти до абсурда, когда человеку выгоднее вообще бросить работу и получать обещанное «коронавирусное» пособие в 13 тысяч рублей, чем вкалывать каждый день за такую же зарплату.