Posted 17 декабря 2020, 09:11

Published 17 декабря 2020, 09:11

Modified 17 октября 2022, 16:48

Updated 17 октября 2022, 16:48

«И зачем нас сюда позвали?» Бизнес разочарован экономической зоной в Новотроицке

«И зачем нас сюда позвали?» Бизнес разочарован экономической зоной в Новотроицке

17 декабря 2020, 09:11
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданная в Новотроицке три года назад, разочаровывает инвесторов. С 2017 года не решаются вопросы по развитию инфраструктуры, подключению к воде, канализации и газу. Всё это приводит к оттоку инвесторов, которые просто устали ждать обещанного.

Зона бизнес-дискомфорта

Идея создания специальных территорий, где создавались бы привлекательные условия для ведения бизнеса, пришла в Россию из Китая. Именно в Поднебесной первыми стали широко применять такую практику, добившись впечатляющих успехов по строительству новых и расширению уже имеющихся производств на земле, которая ещё вчера была фактически «голой».

В России закон о ТОСЭР был сначала принят в 2013 году для регионов Дальнего Востока, а с 29 декабря 2014-го его действие распространилось и на все остальные территории страны. Чуть больше, чем через год при бурном пиар-сопровождении Территория опережающего развития появилась и в Оренбуржье, в городе Новотроицке.

Как обещали местные власти, предприниматели, которые откроют свой бизнес в новотроицкой ТОСЭР, смогут получить три налоговые и одну страховую преференцию.

Так, первые пять лет резиденты Территории не платят налог на прибыль и ещё пять лет для них действует ставка в 10% (полная ставка — 20%). Также пять лет действует нулевой налог на землю и налог на имущество.

Страховые взносы с фонда зарплаты для резидента составляют 7,6%, в то время как полная ставка — 30%. Таким образом, в ТОСЭР работникам компаний есть возможность платить зарплату сразу на 22,4% выше, чем нерезидентам.

Но самое главное: предприятиям, которые согласятся переехать в Новотроицкую территорию, обещали площадки с коммуникациями: электричеством, газом, водой, канализацией, подъездными путями… В общем, приходите, стройте заводы, подключайтесь — и работайте!

К 2017 году резидентами Территории стали шесть предприятий, а по состоянию на начало ноября 2020-го их число официально составляло 8. Во всяком случае, именно такие официальные данные публикует медиаресурс правительства Оренбургской области.

Вот только фактически часть проектов, громогласно анонсированных как «история успеха Новотроицкой ТОСЭР», так и не приступили к реальному выпуску заявленной продукции. А некоторые инвесторы и вовсе из Территории уже ушли, не дождавшись обещанного (хотя по документам и продолжают числится как действующие резиденты).

Газ есть, да не про вашу честь!

Одним из самых интересных проектов Территории было создание большой рыбной фермы закрытого типа по разведению форели и осётров. Предприниматель Артём Лоскутов привлёк ресурсы и разработал детальный бизнес-план, который позволял бы выращивать 50 тонн форели, 25 тонн осетра, 500 килограмм икры и 3 тонны раков в год. Причём полакомиться ТОСЭРовской рыбкой приглашали уже к концу 2020 года.

Однако по состоянию на сегодняшний день на площадке, которую выделили Лоскутову и его ООО «Рыбная ферма» на Территории, так ничего и нет.

— Проблема в отсутствии инфраструктуры. И неспециалисту понятно, что для выращивания рыбы нужны большие объёмы воды. Наш проект — закрытого типа, то есть рыба выращивается в специальных резервуарах, а воду мы планировали брать из сети водоканала. Но оказалось, что подключить нас с сетям водоснабжения и поставить требуемые объёмы невозможно технически, — объясняет Артём Лоскутов.

Уже после того, как предпринимателя «заселили» на промплощадку ТОСЭР выяснилось, что водопроводная труба идёт от комбината «Уральская Сталь», который сам её покупает. Чтобы передать ресурс такому мощному потребителю, как рыбная ферма, нужна реконструкция водовода.

Аналогичная история вышла и с подключением к газу. Труба тоже вроде как до площадки ТОСЭР протянута, но вот врезаться в неё нельзя, так как лимиты уже исчерпаны. Проще говоря, из этой трубы уже по-максимуму забирают газ промышленные предприятия, и ещё одного потребителя она не выдержит — остальным тогда хватать не будет. Чтобы голубого топлива хватало всем, в том числе и так активно зазываемым в Новотроицк предпринимателям, надо (оказывается!) строить новую мощную газораспределительную станцию. Это сотни миллионов рублей затрат и время на проектирование и монтаж. При самом оптимистическом сценарии, если представить, что такие деньги «упадут с неба» прямо сейчас — это ещё года два!

— Мы и так потеряли фактически два года в бесконечных ожиданиях. Нам в администрации Новотроицка говорили: подождите, вопрос решается, вот не сегодня-завтра всё у вас будет, ко всему подключим. Но потом, когда мы узнали реальное положение вещей и стало понятно, что быстрого решения проблем инфраструктуры не предвидится, решили уйти на другую площадку. Уже купили землю, сейчас готовим помещение — в следующем году запустим рыбное производство, хоть и с опозданием, — говорит Артём Лоскутов.

Из-за отсутствия газа не может реализовать свои планы и ещё один резидент ТОСЭР — Новотроицкий завод нестандартного технологического оборудования. Экс-директор и бенефициар предприятия Сергей Гаврилов объясняет: предприятию нужно новое подключение к большим объёмам газа, тогда удастся серьёзно нарастить производственные мощности.

— Мы готовы даже оплатить проект газопровода. А администрация Новотроицка говорила, что есть возможность получить деньги на развитие инфраструктуры из Фонда поддержки моногородов, и именно за этот счёт строить. Но пока дело стоит. Газ же позволил бы нам существенно экономить на отоплении цехов, мы могли бы запустить новые производственные линии. Очень надеюсь, что всё-таки удастся планы реализовать, — комментирует он.

Наконец, добавим и про ещё одного резидента ТОСЭР, у которого тоже забуксовала реализация проекта — это «Новотроицкая металлургическая компания», которая в этом году должна была начать выпуск продукции. Здесь планировали выпускать феррохром и ферроалюминий. Но, как сообщили в секретариате предприятия корреспонденту 56orb, фактически графики выхода на расчётные мощности сорваны.

Бардак по-новотроицки

Риторический вопрос: как же получилось так, что площадки для будущих предприятий в громко распиаренной, первой в области ТОСЭР оказались фактически непригодными для развития там бизнеса? Такое впечатление, что документация на Территорию создавалась «на отцепись», тяп-ляп, без вникания в суть процесса. Просто открыли карту, увидели, что, типа, рядом труба газовая лежит, водяная — лежит, очертили квадратик — и вперёд, у нас есть своя особая экономическая зона?

Впрочем, претензии предъявлять новотроицкому муниципалитету — это всё равно, что ещё раз топтать «любимую мозоль». После грандиозного прошлогоднего скандала, когда были арестованы по подозрении в коррупции сразу первый заместитель главы города Артём Липатов и председатель комитета по строительству Андрей Сластенин, кадровые перестановки прошли и в других отделах. Фактически, только с апреля этого года «разгребать завалы» начала новый зам по экономике Ольга Крат. А до неё прежним руководством экономического блока не удалось даже согласовать документы на получение 300 миллионов рублей из Фонда развития моногородов на модернизацию инфраструктуры.

Такие деньги Новотроицк мог получить как раз для строительства новых водо- и газопроводов, канализационных коллекторов и т. д., если бы показал, что благодаря такой модернизации появится не менее 300 новых мест. Но увы — Фонд не засчитал представленные цифры. И это неудивительно: например, резидент ТОСЭР «Оренбургский пропант» обещал, что создаст 450 рабочих мест, однако официальные цифры, которые публикует ФНС, показывают, что работников там по состоянию на 1 января 2020 года почти вчетверо меньше.

Льготы для миллиардеров

По сути получается, что сегодня хорошие показатели развития только у тех резидентов новотроицкойТОСЭР, которые изначально были созданы как структуры от мощных и крупных бизнесов.

Так, например, из оставшихся реально работающих предприятий-резидентов ТОСЭР три — это структуры, где главным бенефициаром выступает Василий Измалкин, один из богатейших людей Оренбуржья, владелец Новотроицкого завода хромовых соединений. (в ТОСЭР он контролирует также Новотроицкий содовый завод, Новотроицкий завод цветных металлов и ООО «Поддон сервис».)

ООО «Оренбургский пропант» контролируется екатеринбургским миллиардером Алексеем Балашовым.

И все эти предприятия как резиденты Территории опережающего развития не платят налоги на землю, имущество и прибыль, хотя при этом имеют отнюдь не самых бедных учредителей.

Де-факто получается, что ТОСЭР создан именно как «безналоговая зона» именно для крупного бизнеса? А стартапы, которые только пытаются уцепиться и развить производство, оказываются не у дел. Ибо какой смысл от налоговых послаблений, если в принципе не удаётся из-за отсутствия инфраструктуры запустить бизнес.

Подпишитесь