Posted 17 октября 2018,, 12:57

Published 17 октября 2018,, 12:57

Modified 17 октября 2022,, 16:16

Updated 17 октября 2022,, 16:16

Не в коня корм. Почему малому бизнесу не особо помогает государственная поддержка?

17 октября 2018, 12:57
Несмотря на активное декларирование поддержки малого бизнеса, его доля в структуре ВВП России остаётся крайне маленькой. По этому показателю мы отстаём от развитых стран в 3-4 раза. "Новые Известия" публикуют аналитику, в которой подробно рассказывается о причинах провала госпрограмм по поддержке предпринимательства.

Опросы ВЦИОМа показывают, что 63% предпринимателей в 2018 году заметили ухудшение положения их бизнеса, а 23% готовы совсем свернуть своё дело. А ведь правительство поставило драконовские планы: через 5 лет на долю малых и средних предприятий (МСП) должно приходиться не менее 40% ВВП.

Рост предстоит осуществить взрывной, ведь сегодня доля "малышей" в структуре производства товаров и услуг валового внутреннего продукта не превышает 22%.

Мало того, к 2024 году в МСП должны работать 25 миллионов человек (более чем треть от экономически активного населения) и обеспечивать 10% национального экспорта.

Эксперты в интервью "Новым Известиям" придерживаются разных точек зрения. Так, бывший управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев отмечает:

"Количество и доступность тех программ поддержки малого и среднего бизнеса, которые сейчас работают, в том числе и финансовая поддержка, различные программы рефинансирования кредитов, выдачи поручительств и гарантий под кредиты для малого бизнеса, в том числе субсидирование ставки и субсидирование части выделяемых средств на стартапы, на новый бизнес, конечно, сейчас существенно выше, чем было несколько лет назад. Прогресс здесь очевиден. В этом смысле есть позитивная динамика, и для открытия бизнеса время достаточно удачное".

Однако, по оценке Росстата, всё далеко не так радужно. Если в 2004 году на долю МСП приходилось 12,7% ВВП, то сегодня - 21%. Динамика далека от желаемой: за 14 лет - всего 9% прироста. Чтобы такими темпами достичь, к примеру, уровня Китая, где малыми предприятиями производится 70% ВВП, нам потребуется больше 70 лет!

Правительство страны пытается изо всех сил продемонстрировать поддержку и заботу о малом и среднем бизнесе: обязало госкомпании и бюджетные организации проводить часть закупок у представителей МСП, создали комфортные налоговые режимы, предоставляют льготные кредиты, проводят программы обучения предпринимателей... Но результат - не очень.

Сложно назвать оптимистической и ситуацию в Оренбуржье. В бюджете на этот год заложено 12 миллионов рублей на поддержку МСБ. Причём больше половины суммы - на "накладные расходы": содержание аппарата, а также покрытие убытков оренбургского и орского бизнес-инкубаторов. Непосредственно на инвестиционные цели, то есть вложения в производство или субсидирование процентных ставок по кредитам, - почти ничего не остаётся.

Справедливости ради, федеральная подпрограмма и областное бюджетное финансирование - не единственные источники поддержки малого бизнеса. Аналогичные программы принимают и муниципальные образования, которые на своём уровне тоже должны поддерживать МСБ. Но по факту денег в тощих районных бюджетах нет, рассчитывать на сколько-нибудь значимую помощь не приходится. Так, например, предпринимателям в Асекеевском районе выделили всего 10 тысяч рублей на год. А некоторые сельсоветы принимают объективно пустые программы поддержки - на бумаге вроде всё красиво написано, а реально тамошние предприниматели годами не видят местных денег вообще.

Существует поддержка и через областные фонды, например Гарантийный фонд и Фонд поддержки малого предпринимательства. Но беда в том, что бюджеты этих фондов тоже не пополняются должным образом и работают лишь с оборота, то есть с теми средствами, что возвращают им предприниматели.

Нередко малый бизнес используется лишь как ширма. Самый наглядный пример - печально известный торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня». Он юридически был разбит на массу кусков с множеством владельцев и арендаторов, которые относились к малым предпринимателям. А многие нормы контроля не распространяются на малых предпринимателей. Поэтому средний бизнес в России почти отсутствует как класс. В нашей стране выгоднее оставаться маленьким, «не отсвечивать» и не развиваться.

- Правительство не понимает природу малого бизнеса, и поэтому, то, о чём оно говорит - какие-то кредиты малому бизнесу, какие-то попытки заставить сети покупать продукцию малого бизнеса, об участии малого бизнеса в закупках госкорпораций, - это то, что не нужно в принципе. - считает cтарший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Жаворонков.

Солидарна с ним и председатель комитета Торгово-промышленной палаты Москвы по развитию инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк: "Масса различных бизнес-планов не поможет предпринимателю получить кредит в банке, который интересуют в первую очередь залог и финансовое положение предприятия".

- Бизнесу нужны дешёвые кредиты, а ещё больше ему нужен платёжеспособный спрос населения,комментирует президент Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства Вячеслав Склонюк.

- Сегодня у людей банально нет денег, чтобы покупать продукцию малых предприятий. Да, можно расширить пекарню, колбасный цех, поставить сыроварню или производство пластиковых изделий, но кому это всё продавать? Беда номер один - это сжимающийся спрос, который запускает отрицательную обратную связь: чем меньше денег, тем сильнее люди экономят, а чем сильнее экономят - тем ещё меньше обороты в экономике.

Как справляются за рубежом и почему не получается у нас?

Ответ настолько же прост, насколько и сложна его реализация в наших условиях. Это субсидии, госгарантии для получения кредитов, юридическая и управленческая поддержка.

Главное отличие в том, что за границей не распыляют силы на сотни бесполезных проектов, которые сами по себе съедают значительные суммы денег. В России же, как отмечают аудиторы Счётной палаты, с 2014 по середину 2017 года из федерального бюджета подконтрольным регионам было выделено на поддержку МСП 34,4 млрд рублей, а в бюджетной отчётности регионов отмечено использование только 9,3 млрд рублей.

Дело доходит до абсурда, например, Краснодарский край полученные на развитие МСП деньги просто клал на депозит в банк и снимал проценты. В 2014 году таким способом было размещено 92,4% субсидий, а в 2016 г. - 41,8%.

Но даже если и удаётся получить субсидию нашим предпринимателям, то её сумма ничтожна. В той же Германии в рамках Центральной инновационной программы для МСБ одобряется 70% заявок, а средний объём поддержки на один проект - 128 тыс. евро, это почти 10 млн рублей! Для сравнения: наша программа «Умник» предполагает выдачу лишь 500 тыс. руб. на двухлетние научно-исследовательские работы. Да и те будут ограничены кучей условий и отчётностей. Новатор половину времени убьёт на заполнение формуляров и бланков, дабы не загреметь под суд за нецелевое расходование средств.

"А вот что действительно влияет на малый бизнес, так это увеличение налогов, появление новых неналоговых сборов вроде курортного и рост существующих, массовая и необоснованная блокировка банковских счетов, увеличение объёма отчётности и прочее. Здесь все должно быть наоборот: низкие налоги, упрощение отчетности и, конечно же, ситуация с банковскими кредитами. Бизнесу нужны дешёвые деньги!" - объясняет Анна Вовк.

И конечно, богатеющее население, которое готово будет тратить, а не только бороться за выживание на грани нищеты.

"