Posted 17 августа 2020,, 08:16

Published 17 августа 2020,, 08:16

Modified 17 октября 2022,, 17:27

Updated 17 октября 2022,, 17:27

Негостеприимное место. В Оренбуржье массово разоряются отели и базы отдыха

17 августа 2020, 08:16
Гостиничный и рекреационный бизнес Оренбуржья на грани полного коллапса. Из полутора сотен отельных и рекреационных мест региона почти треть едва ли сможет пережить пандемию. Впрочем, коронавирус лишь усугубил кризис отрасли, которая давно уже переживает у нас далеко не лучшие времена.

Коронавирусный удар

Оренбургская область входит в число регионов с низким уровнем развития гостинично-рекреационной инфраструктуры. По состоянию на конец 2019 года у нас было зарегистрировано 453 компании, у которых в основном ОКВЭДе значились гостиничные услуги. Однако реально в реестре действующих отелей сервисов бронирования номеров 101Hotel, Booking и Trivago значились лишь 146 гостиниц.

Из них отелей, аккредитованных в федеральном реестре (получивших «звёздность») — только 56. Остальные 90 гостиниц процедуру сертификации не прошли. И хотя могут при этом принимать постояльцев, но участвовать в программах, например, Ассоциации туроператоров России им уже не получится. (об этом подробнее расскажем ниже).

В самом Оренбурге в списке действующих на 1 января значилось 58 отелей. И по уровню обеспеченности гостиничными местами наш областной центр был один из самых неразвитых в Приволжье. У нас одна гостиничная койка приходится на 264 жителя области. А в соседней Самаре, например или Уфе этот показатель втрое лучше.

Казань и вовсе сравнивать тут бессмысленно — там ситуация с гостиничным бизнесом и его охватом в пересчёте на число жителей лучше на порядок. Впрочем, повторимся: данная статистика была на начало 2020 года и сегодня уже утратила актуальность из-за последствий коронавирусных ограничений.

Дело в том, что с марта работа ряда гостиниц на популярных курортных направлениях фактически была остановлена по всей стране. Затем где-то ограничения снимали раньше, где-то позже. В Оренбуржье приём гостей с соблюдением мер безопасности был возможен, но не везде. И пять месяцев простоя стали для многих финальной точкой, после которого отель функционировать просто больше не может из-за огромных долгов собственников.

Налетай, подешевело!

Только за последние полтора месяца в Оренбуржье — вал объявлений о продаже гостиниц и рекреаций. На реализацию выставлено 28 объектов, что по нашим меркам очень много. Причём продаются как гостиницы эконом-класса, так и довольно дорогие.

Самый дорогой отельный комплекс, который сейчас продают — Tweed hotel на улице Самолётной. За него просят 150 миллионов рублей. Самый недорогой — мини-отель за территорией ОГУ, на 4 номера, за него просят чуть менее 7 миллионов.

— Бизнес, особенно отельный, массово разоряется. Люди пытаются продать объекты, чтобы хоть какие-то деньги выручить, закрыть долги. Были у нас и ранее кризисы, но такого — никогда, — комментирует депутат Законодательного собрания области Оксана Набатчикова.

— Я даже говорить на эту тему не хочу. Всё же и так ясно. Мы здесь жили курортом и тем, что удавалось за лето скопить. Мы же готовились, деньги вкладывали, ремонт завершили. А теперь всё, сезон сорван, накопления проедены, — комментирует администратор семейного гостевого дома в Соль-Илецке Анна. — И помощи ждать неоткуда, так как никогда мы и не оформлялись как юридическое лицо под гостиницу.

В Соль-Илецке ситуация наиболее тяжёлая. Там на продажу выставлено множество гостевых домов, которые официально не проходят как отели. Но где каждое лето принимают отдыхающих.

Парадоксально, но на весь курорт, который принимает на озёрах в год более миллиона туристов, только ДВА отеля офциально имеют сертификацию и звёздность. Соответственно, они могут рассчитывать на поддержку и участие в госпрограммах. А остальных «гостевых домов» — вроде как и не существует.

Гость — как в горле кость?

Справедливости ради нужно отметить, что тяжёлая ситуация с отельным бизнесом развивается в регионе уже не первый год. Главная проблема в том, что Оренбург — это город с низким туристическим потенциалом. К нам просто не приезжают гости в таком количестве, чтобы загрузить существующий отельный фонд.

Гостиницы в основном сформировались по кластерам — «для своих». Есть «газпромовские», куда селят приезжающих к нам на работу специалистов. Есть «правительственные», где живут чиновники и прочие «казённые командировочные».

А вот свободный туристический отельный сектор так и не сформировался.

— Ещё пять лет назад мы выходили с программой загрузки отельного, рекреационного и ресторанного сектора в Оренбурге отдыхающими, которые приезжают в Соль-Илецк, — комментирует член Российского союза туриндустрии Владимир Гетман. — Идея очень проста: запустить постоянно циркулирующие трансферы из Оренбурга в Соль-Илецк. Даже бесплатные, при условии, что турист поселился в аккредитованной гостинице в городе. Утром он вышел из отеля, сел в комфортабельный автобус с кондиционером, поехал, покупался в озере, как надоело — сел опять в автобус и вернулся в отель. Вечером погулял по Оренбургу, по набережной, поужинал в ресторане, можно программу запустить — каждый вечер новый ресторан национальной кухни в Нацдеревне нашей. С учётом огромного потока отдыхающих в Соль-Илецке, мы бы как минимум на лето отели бы в городе загрузили.

Обращает внимание Гетман и на ещё одну проблему, которая сильно бьёт по рекреационному бизнесу: ярко выраженная сезонность.

— Зимой у нас туриста удержать нечем, увы. Если летом ещё какая-то инфраструктура есть, то в холодное время года — пусто. Куда ехать? В Кувандык на горнолыжку? Никогда она не будет конкурировать на равных с великолепными горными курортами Челябинска и Башкирии. Круглогодичный Соль-Илецк? На моей памяти уже лет 30 говорят о создании там закрытых горячих бассейнов с рапой, но где они все? Остаётся Бузулукский бор, который, безусловно, хорош и летом, и зимой. Но там две базы и обе заполняются под завязку, в основном, кстати, жителями Самары. Не будешь же возить из Оренбурга в Бузулук людей в бор, а потом назад. 600 километров на круг — никто не поедет!

Между тем сжимающаяся экономика области не оставляет шансов на наполнение отелей представителями бизнеса, которые приезжали бы сюда именно в командировки с деловыми целями. Поддержать отрасль может только туризм. Но для этого нужна инфраструктура: гостя нужно заинтересовать Оренбургом.

— Потенциал региона есть. Я видел проект нашего Минэкономразвития Атмосфера.Степь (о создании маршрута по степным заповедникам — прим.ред.) В теории всё красиво, но я — практик. Большого потока туристов я на этом направлении не ожидаю – слишком нишевый спрос.

И, опять-таки, всё это сезонная тема. Зимой в степи что турист делать будет?

В крупных городах, например, Челябинске, проблему привлечения туристов в отели решают, например, массовым строительством термальных бассейнов с искусственным подогревом и банными комплексами. Люди охотно выезжают зимой на выходные или новогодние праздники, чтобы поплавать в горячей воде (иногда минерализованной), пока на улице морозец в -18С. Отбоя от желающих нет!

Но в Оренбурге пока таких баз нет даже в проекте. Слишком дорого, да и в раскрутку направления придётся серьёзно вложиться. Хотя места для строительства таких термальных курортов круглогодичного посещения у нас есть. И в Беляевском, и в Пономарёвском, и в Александровском районах есть источники, которые стали бы при создании нормальной инфраструктуры привлекательными объектами.

И тогда, «в сцепке» с отельерами, отрасль удалось бы вытащить из кризиса.

Но увы. Пока наиболее вероятный сценарий развития — перестройка гостиниц под офисные комплексы. Либо очередной сетевой магазин и пивнушку. Вот уж на что в нашем городе всегда точно будет и спрос, и предложение.

"