Posted 17 января 2020,, 12:15

Published 17 января 2020,, 12:15

Modified 17 октября 2022,, 16:34

Updated 17 октября 2022,, 16:34

Голодная педагогика. Когда, наконец, вырастут зарплаты у оренбургских учителей

Голодная педагогика. Когда, наконец, вырастут зарплаты у оренбургских учителей

17 января 2020, 12:15
Фото: Медиахолдинг1Mi
О проблемах в здравоохранении и низких зарплатах врачей говорят давно и помногу. Скандалы с массовыми увольнениями медиков в разных регионах страны не сходят со страниц федеральных изданий. А вот об учителях и их проблемах почему-то забыли. Хотя здесь ситуация с зарплатами не менее печальна. Во всяком случае, у нас.

Нагрузка педагогов с каждым годом только увеличивается, растут требования и меры ответственности. А зарплаты при этом прибавляют только на бумаге. Изменится ли ситуация после послания президента и когда, наконец, слово «учитель» перестанет быть синониом слова «бедный»?

Попробуем разобраться.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Ещё до сенсационного президентского послания в Минобразовании РФ обещали с 1 января 2020 года начать реформу системы оплаты труда педагогов. Речь идет о перераспределении средств фонда оплаты труда в строгом процентном соотношении, где 70% будет направлено на оклады, а 30% — на прочие стимулирующие выплаты. Напомним, что сейчас в ряде школ доплаты могут составлять более 60% получаемой на руки суммы. Но если оклад стабилен, то стимулирующая часть — нет. Раз в месяц получишь — потом полгода «на бобах».

В идеале «система 70 на 30» уже год как должна работать, но на деле это требование, по данным Минобразования РФ, на конец декабря 2019-го выполнялось только в 20 регионах из 85.

К тому же, как показывает практика, зарплата педагогов напрямую зависит от региона. Субъекты сами вправе решать, как начислять оклады и прочие надбавки. Например, в Мордовии оклад учителя средней школы при работе на одну ставку составляет около 3,6 тысяч рублей, а в Приморье превышает 22 тысячи. Изменить ситуацию, по мнению и. о. министра образования РФ Ольги Васильевой, возможно только с помощью введения базовых гарантий на федеральном уровне.

Она предлагает прописать в трудовых договорах учителей конкретный размер базовой зарплаты учителя. 70% фонда оплаты труда учителей должно гарантированно уходить на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. И только 30% — на различные надбавки. В министерстве надеются, что это позволит выровнять перекос в зарплатах учителей по стране.

«Работаем за копейки…»

На практике в Оренбургской области итоговая сумма учительской зарплаты складывается из нескольких частей. Кроме оклада педагогу полагаются компенсационные выплаты за категорию и нагрузку, ведение классного руководства, проверку тетрадей, некоторую внеурочную работу — например, дежурство на ЕГЭ.

Стимулирующая часть добавляется, как правило, если класс в целом показывает хорошие результаты в учёбе, если есть победители олимпиад и высокие показатели на ЕГЭ.

Правда, некоторые работы оренбургским учителям попросту не оплачивают или оплачивают не в полной мере. Кое-что приходится делать на общественных началах. Взять хотя бы обязательную подготовку к ЕГЭ. Дополнительные пару часов занятий со старшеклассниками в неделю, а иногда и больше, не попадают ни под одну из тарифицируемых категорий. Проще говоря, педагогам приходится готовить детей и кабинеты к экзаменам бесплатно. Это отнимает уйму времени, но никто его не учитывает и не оплачивает.

— За то, что я в мае выступила на трех ЕГЭ в качестве второго организатора, в сентябре мне заплатили 300 рублей. То есть по 100 рублей за каждые 6 часов, проведенные на экзамене, — комментирует учитель высшей категории Елена.

Сущие копейки перепадают педагогам и за проверку тетрадей. А если у преподавателя русского языка несколько пятых классов и ежедневные уроки? Страшно представить, сколько домашних заданий приходится проверять учителю за неделю.

Кому — вершки, кому — корешки

По данным сайта РиаРейтинг, Оренбуржье по уровню учительских зарплат находится на 61 месте из 85 субъектов. Разница доходов в сфере образования между регионами разительна. Если у лидера рейтинга, Москвы, почти 60% учителей могут похвастаться доходами выше 50 тысяч рублей, то в Оренбургской области только 2,7% педагогов смогли перешагнуть этот порог. И то, вероятнее всего, что на такую зарплату могут претендовать разве что директора школ. Более 42% оренбургских педагогов признались, что их зарплаты не дотягивают и до 15 тысяч рублей.

Почему такие принципиально разные суммы? За ту же самую работу в гораздо более непростых условиях сельские учителя получают в разы меньше, чем их коллеги из столичных школ. Хотя бумажной волокиты у них подчас бывает гораздо больше. По словам министра образования Ольги Васильевой, педагоги должны вести только четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник. На деле же учителям приходится заполнять бумажные версии журналов, составлять отчеты по результатам сдачи пробных экзаменов и прочую официальную документацию для профильного министерства.

Две ставки, чтобы выжить

Проблемы очевидна — чем меньше базовая оплата за одну ставку, тем меньше зарплата и тем больше дополнительная нагрузка учителя. Чтобы хоть как-то прожить и прокормить семью, многие педагоги вынуждены брать по полторы-две ставки. При этом никто, разумеется, не отменял подготовку к занятиям, проверку тетрадей, внеклассную работу и работу с родителями.

Говоря языком цифр, максимум, на который может претендовать сельский учитель высшей категории с более чем 30-летним стажем немногим превышает 20 тысяч рублей. И это за почти 2 полные ставки!

— Одна ставка - это 18 часов, а мне за 33 часа уроков в неделю начисляли около 17 тысяч рублей оклада и вместе со стимулирующими надбавками и районным коэффициентом на руки я получала 21600 рублей. В эту же сумму входило и ведение кружков, и руководство методобъединением и подготовка старшеклассников к ЕГЭ, — рассказывает учитель русского языка и литературы Ирина.

Совсем всё печально для учителей с заработком, если заглянуть в официальный банк вакансий Министерства труда и занятости области. В отличие от врачей, которым реально предлагают солидные ставки, о чём мы уже готовили публикацию ранее

педагогам практически везде предлагают идти на минимальную зарплату.

Обратите внимание: вакансии 2019 года — 12972 тысячи рублей, а вакансии 2020 года — 13950 рублей. Разница обусловлена исключительно тем, что с 1 января вырос МРОТ и педагогу под страхом штрафа от Трудинспекции нельзя платить меньше этой суммы.

А если бы не это — и дальше бы «сидели» на 13 тысячах.

На работу в школу? Да ни за что!

В связи с этим неудивителен и кадровый голод, который в последние годы охватил оренбургские школы. В области не хватает учителей иностранных языков, математики, русского языка и литературы, истории и физики, химии, начальных классов и технологии. По данным Минтруда, больше всего открытых вакансий учителей в области приходится на Оренбург, Оренбургский район, Новотроицк, Орск. Всего сейчас в банке вакансий заявки на 359 педагогов основного профиля, не считая учителей дополнительного образования и методистов (как правило, ставки эти совмещаются).

34 вакантных места в небольших сельских школах в этом году в Оренбуржье планируют закрыть с помощью программы «Земский учитель». За переезд и работу по специальности учителям предлагают по миллиону рублей подъемных. Но получить один раз миллион — и затем на долгие годы «сесть» на минимальный оклад — много ли найдётся желающих?

Некоторые учителя, махнув рукой на призвание, педагогическое поприще оставили. Видимо послушали теперь уже бывшего премьера Медведева, который, помнится, советовал всем недовольным зарплатой учителям идти в бизнес. Да и риски профессионального выгорания — уже давно не пустые слова. Даже у педагогов старой закалки энтузиазм при таких мизерных зарплатах гаснет. Что уж говорить про вчерашних студентов педагогических вузов.

Реальные цифры

Примечательно, что сами учителя скептически отнеслись к новости об изменениях в системе оплаты труда. За последние годы их зарплаты если и индексировались, то не на много.

Понятно возмущение и школьных учителей, и дошкольных работников, которые, имея высшее образование и солидный стаж, получают за свою работу копейки.

— Базовый оклад у педагогов 7800. На него идут надбавки за стаж, категорию, образование. Мой итоговый максимальный оклад при высшей категории и стаже более 20 лет — 17 тысяч рублей. С января нас оповестили, что базовая часть станет 9 тысяч, всего на 1200 больше, чем было, — делится Марина, музыкальный педагог одного из детских садов Оренбурга.

Педагоги хотят верить, что теперь, после послания президента России, в котором прямо было предписано на 5000 рублей прибавить за классное руководство и пересмотреть систему оплаты, доходы всё-таки вырастут. Но есть опасения, что на практике, добавив одно, попросту урежут другое. Да, увеличат оклады и приплюсуют «классные», однако при этом стимулирующую часть сведут до каких-нибудь копеек.

И дело тут не только в нерадивых чиновниках и жадных директорах школ. Главный вопрос всё-таки остаётся в общем финансировании. Образование — одна из самых «прожорливых» сфер бюджета, в 2020 году на неё запланировано 24 миллиарда рублей, или четверть всей казны области. Для сравнения — на медицину и здравоохранение расходы — всего 10,6 миллиардов рублей.

Увеличение зарплат 18 тысячам педагогов, числящихся в разных образовательных учреждениях, хотя бы наполовину потребует дополнительно ещё 10 миллиардов рублей. А это — весь годовой бюджет Оренбурга, для примера. Так что без федеральных вливаний тут точно не обойтись.

В противном случае так и придётся «рисовать» отчёты об исполнении поручений президента, а на деле, как в той притче, пытаться сшить из одной овчины уже даже не семь, а десять шапок.

"