Posted 16 ноября 2020,, 05:05

Published 16 ноября 2020,, 05:05

Modified 17 октября 2022,, 17:10

Updated 17 октября 2022,, 17:10

Чертёж со скидкой. Почему проектировщики СРО Оренбуржья не работали над нацпроектами?

16 ноября 2020, 05:05
Сегодня, 16 ноября, проектировщики всей России отмечают свой профессиональный праздник. Правда, в этом году в Оренбуржье проходит он несколько в нервозной обстановке.

Слишком много этой осенью сыплется нареканий на реализацию национальных проектов, начиная от реконструкции парков и заканчивая дорогами с ошибочными уровнями. И всё чаще раздаются голоса: ошибки были заложены ещё на этапе проектирования, а подрядчики лишь выполняли то, что было нарисовано в чертежах.

Круговая порука

Самым авторитетным сообществом проектировщиков в регионе является Ассоциация «Саморегулируемая организация «Альянс проектировщиков Оренбуржья» (СРО АПО). В настоящий момент в неё входят порядка 160 членов, и все они отвечают друг за друга по принципу круговой поруки. Если один участник СРО ошибся и нанёс убытки заказчику своей некачественной работой, то покрывают эти убытки из общего фонда, куда «скидываются» все остальные члены Ассоциации.

- До создания нашего Альянса и СРО в 2008 году число организаций в Оренбуржье, имеющих проектные лицензии, достигало 580. Но это чисто номинальные цифры, так как прежде процедура получения лицензии была достаточно простой и многие строительные, монтажные компании её оформляли, хотя формально проектной работой и не занимались. Сейчас остались только те, кто реально работает. И это наш костяк, настоящие мастера своего дела, - рассказывает директор «Альянса проектировщиков Оренбуржья», Член экспертного Совета по саморегулированию при аппарате Полпреда президента в ПФО, лауреат проекта Кадровый резерв Президента РФ Александр Волков.

Эксперт уверен: сейчас в региональном Альянсе не осталось тех, кто откровенно жульничает. С 2017 года законодательство серьёзно изменилось, за подписи под заведомо «кривыми» и «откатными» проектами светит уголовная ответственность. Однако нюанс в том, что нередко проектную организацию пытаются заставить, говоря словами старой сказки, сшить семь шапок из одной овчинки.

- Проектировщик ведь рассчитывает и «рисует» то, что ему заказывают. Типичный пример — история с кровлей на памятном доме по улице Кирова,8. Латали там крышу, а она всё равно течёт! И управляющая компания обвинила проектную организацию — мол, делали, как они чертили, а вышло — решето. Но проблема-то в том, что изначально управляющей компании и жителям предлагали комплексное решение, сразу объясняли, что полумерами не обойтись. Но там переплата с квартиры получалась выше, рублей по 400, кажется, и люди наотрез отказались — дорого! Окей, запроектировали ровно то, на что хватало денег. И предупредили — объёмы явно недостаточные. Когда подрядчики всё сделали — так и оказалось. Вот и посудите сами, есть вина наших проектировщиков в этом? - объясняет Александр Волков.

В итоге, кстати, кровлю пришлось переделывать по первоначально предложенному проекту. Но время, нервы, деньги, наконец, потрачены. Скандал всплыл — в доме-то этом жил известный артист Виктор Борцов (Савва Игнатич из легендарного кинофильма «Покровские ворота»).

«Сбивают цену втрое — так что же мы хотим?»

Неудачно отремонтированная кровля — проблема лишь для нескольких десятков жителей одного дома. А вот неудачно реконструированная дорога — это уже бельмо на глазу у целого города.

Парадоксально, но, по словам руководителя СРО АПО, сами оренбуржцы — члены Ассоциации разработкой документации для реализации нацпроектов в городе не занимались.

- Про членов нашей ассоциации пишут всякие фейки в телеграммах-фейсбуках, что-де это они так запроектировали и остановочные карманы, и разный уровень на дорогах, и парк железнодорожников — тоже их работа. Но ответственно заявляю — это неправда! Ни одна организация, что разрабатывала проекты реконструкций дорог, парков и т. д., не являются членами нашего Альянса. Кстати, даже мастерская «Архитек», владельцем и директором которой является супруг главного архитектора области Натальи Ибрагимовой, не являются членами «Альянса проектировщиков Оренбуржья». «Архитек» состоит в СРО «Башкирское общество архитекторов и проектировщиков», - рассказывает Александр Волков.

Вообще, по словам эксперта, подготовка проектной документации на самые крупные — а ныне самые скандальные объекты велась весьма странно. Приходили компании с членством в СРО в другом регионе, «роняли» цену на 65-70 процентов и, естественно, забирали подряды. Как они за эти деньги работали — можно только догадываться. Не на 5, ни даже на 10% снижали предложение — а фактически втрое! Кто будет выполнять сложнейшую и ответственную работу по проектированию реконструкций на сотни миллионов рублей за такой мизер — можно только догадываться.

Так стоит ли удивляться, что отремонтированные дороги оказываются существенно ниже тротуаров? А названия парка вдруг из имени Ленина становится «Железнодорожников»? И то хорошо, что с той же Комсомольской вообще не под землю ушли, с выходом на поверхность в районе ямы «Атриума»…

Кадры решают всё

Одной из существенных проблем, которые уже в недалёком будущем могут существенно повлиять на развитие региона, Александр Волков видит старение кадров в отрасли:

- В среднем у нас сейчас возраст инженеров-проектировщиков, наверное, за 50-55 уже. Молодёжь же очень неохотно идёт в профессию. А толковых ребят быстро переманивают в другие регионы. Там и зарплата выше, и перспектив больше.

Свою лепту вносит и изменение схем обучения. Так, в Оренбургском госуниверситете на Архитектурно-строительном факультете бесплатные места есть только на бакалавриат для будущих проектировщиков. Дальнейшее обучение в магистратуре стоит 90 тысяч рублей в год. Студенты, которые могут заплатить за себя, предпочитают заканчивать магистратуру в другом городе и вузе — и диплом выше котируется, и перспективы трудоустройства есть. Иногда удаётся договорится с компанией, которая оплатит обучение толкового студента. Но это бывает нечасто.

Александр Волков уверен: области нужно разрабатывать программы по поддержке талантливой молодёжи и созданию условий для того, чтобы они не уезжали из родного города. Тем более, что для настоящего проектировщика высокие заработки — не на первом месте. За «очень длинным рублём» в этой сфере не гонятся.

- Проектирование — это всё-таки творческая работа. И люди, кто остаётся в этой профессии - в душе художники. Для них возможность самореализации, признания, имеет очень большое значение.

Год 2020-й выдался очень непростым для всех нас, но я верю в лучшее. И в наш с ваи день — Всероссийский день проектировщика — хотел бы поздравить всех коллег, пожелать им здоровья, счастья, творческих успехов. Именно вы создаёте облик будущего нашего города, нашей области. С праздником!

"